На самом деле, применяются разные термины. Суть, однако, одна: речь идет о крупных замкнутых самодостаточных экономико-культурных комплексах, геополитических платформах, конкурирующих (взаимодействующих) друг с другом на планете Земля.
В разных источниках можно найти разнящиеся списки этих платформ.
Несомненно, однако, одно: Европейская геополитическая платформа является одной из старейших (в ней, естественно, можно выделить Западную, Северную и Южную Европу; можно, полагаю, отдельно упомянуть страны-сателлиты, присоединившиеся или стремящиеся присоединиться. после развала Советского Союза). Самой влиятельной в настоящий момент является Северо-Американская геополитическая платформа (включая Канаду), исторически (я бы сказал, генетически) связанная с Европейской, но давно уже переросшая свою матрицу. Еще в контексте данного разговора известный интерес представляют Центрально-Азиатская, и, особенно, Восточно-Азиатская геополитическая платформа, историческим стержнем которой является Китай.
Россия. Она же - Евразия. Когда эта территория существовала в рамках одного государства - Российской Империи, или Советского Союза, она, безусловно, представляла собой геополитическую платформу. Доказательство тому - влияние империи Романовых и, особенно, Советского Союза в мире, двуполярный мир после Второй Мировой войны. После развала Советского Союза, под государственным контролем Москвы осталось 144,5 миллиона (2017 г.) Для сравнения. население старушки Европы в 2016 году составляло 741,4 млн. человек, население США - 332 865 306 (2019 г.), Китая - 1 408 526 449 (2019 г.). Главное богатство любой страны - экономически активные люди. Существует теория, согласно которой, для того, чтобы РФ оставалась центром притяжения в рамках евразийской геополитической платформы, ее население должно составлять не менее 200-250 млн. человек.
Возможно, поэтому покойный Збигнев Бзежинский говорил, что Украина в составе России - залог возрождения империи (что-то в этом роде!)
Теперь об Украине.
Сегодня попалась на глаза статья о типологии экономических районов Дж.Фридмана. Так вот, Фридман выделяет четыре типа экономических районов, а именно:
1) Районы-ядра (core-regions), в которых концентрируются передовые отрасли экономики, имеются высокие потенциальные возможности для внедрения нововведений. Эти районы могут быть выделены на всех уровнях - от глобального до локального: мировые, общенациональные, районные центры.
2) Растущие районы по своему положению являются периферийными территориями. Однако соседство с районами-ядрами дает им стимулы роста. К этому типу относятся районы нового промышленного строительства на базе интенсивной разработки природных ресурсов и так называемые "коридоры развития". Они расположены между крупнейшими экономическими центрами, интенсивные связи между которыми формируют районы этого типа.
3) Районы нового освоения располагаются на территориях, где осваиваются и заселяются ранее неиспользовавшиеся земли. Главные виды экономической деятельности в районах нового освоения - это сельское хозяйство, лесоразработки и добыча полезных ископаемых.
4) Депрессивные районы это периферийные районы со старыми сложившимися поселениями, характеризующиеся неэффективным сельским хозяйством и промышленностью. Потеря первоначальной ресурсной базы (из-за истощения месторождений полезных ископаемых), старение индустриальных комплексов приводят к обострению социально-экономических проблем, безработице, росту преступности, снижению уровня жизни, и, как следствие этого, к миграции населения в растущие районы.
Еще раз: Европа - сложившаяся историческая геополитическая платформа. Стремление стран-сателлитов Советского Союза, а также бывших республик Советского Союза, в Европу, автоматически переводит их в разряд районов нового освоения, население которых подлежит депопуляции.
В сущности, это - то, к чему стремился Гитлер военными средствами и чему наши деды сумели помешать.
Донбасс. Сегодня Донбасс является депрессивным регионом по Фридману. Но и в этом качестве у индустриального региона есть одно неоспоримое преимущество: кадры, наработанная веком мощного индустриального развития инфраструктура, ментальность населения, в конечном счете.
Стремящаяся в Европу Украина исторически обречена на участь аграрного придатка экономически мощной европейской системы хозяйствования. Донбасс (может быть, и вся Украина, но Донбасс - наверняка) нужен России. России нужны его люди. Чтобы занять достойное место в мировых геополитических раскладах.
Возможно, именно этим мотивом, в том числе, объясняется известный Указ В.В.Путина о предоставлении российского гражданства жителям ОРДЛО в упрощенном порядке.
Однако. Нас интересуют не только люди, но и край - Донецкий край - наша Родина. И здесь мы заново возвращаемся к идее Большого Донбасса, сопутствующей становлению индустриального края на всем вековом витке его исторического развития. Зримым прообразом Большого Донбасса являлась Донецко-Криворожская Республика, просуществовавшая историческое мгновение, но, по сути, явившееся политическим воплощением идеи, сформулированной в самом начале XX века.
В первые годы существования Донецкой Народной Республики в политическом диалоге мелькал термин "Новороссия".
Крайне неудачное понятие, не имеющее отношение к историческому Донбассу, отсылающее к векам крепостничества!
Тем не менее, смысл этого понятия предполагал именно Большой Донбасс - клубок завязанных в один тугой узел производственных цепочек, обеспечивающих прогрессивное развитие региона.
Итак, Большой Донбасс - как форма государственного образования и южно-российский (интернациональный) регион по национальному составу - регион, тяготеющий к евразийской геополитической платформе, регион в котором Москва нуждается.
России нужен Донбасс - Большой Донбасс, а не "украинская Чечня", а Донбассу нужна Россия. Прежде всего, потому что промышленный регион не может развиваться в тенетах бесчисленных границ. Ему нужны рынки. И сбыта продукции, но и рынки оборудования, технологий, инноваций, проч.
И здесь возникает еще один существенный момент, гарантирующий историческое будущее Донбасса.
Чем производил Донбасс в "эпоху" Ахметова?
Металл!
Но какой металл?
Из криворожской руды и донецкого кокса, посредством запорожского электричества, с добавлением днепропетровских ферросплавов, Ахметов производил металлические "болванки", которые гнал на Запад, через порты Одессы и Мариуполя. На Западе из донецких "болванок" производили машины и механизмы, которые продавали по всему миру, включая Донецк.
Так вот. Надежное историческое будущее Донбасса, в том числе, в рамках евразийской геополитической платформы, обеспечит переориентация экономики региона на машиностроение, с одной стороны, и на подготовку управленческих кадров, с другой.
Материальная (ресурсная) и кадровая основа для такой переориентации объективно существует: ее заложили наши прадеды, развивали деды и отцы. Это - производственный и инфраструктурный ландшафт Донбасса, вне которого регион превращается в Дикое Поле (историческое видение украинских националистов).
Да! Заводы и фабрики сегодня разрушены. Да! Экономически активное население покидает регион.
То, что сегодня создали на территории Донбасса ставленники Суркова - "украинскую Чечню" - никак не сочетается с культурно-историческим ландшафтом Донбасса. Это - ядовитый туман, мираж, гумилевская "химера" (противопоставленная "химере" украинства).
Но ландшафт - крайне мощный фактор. В сущности, неодолимый.
Нужно всматриваться в ландшафт, чутко вслушиваться в историю региона, чувствовать донецкую ментальность.
Мы еще сможем возродить Донбасс и Россию.
Собственно, за этим вернулись в Донбасс весной 2014 года. В этом - реальная цель Донецкой Народной Республики. Для этого живем.
Чтобы вслушиваться, стараться понять, а поняв - действовать!
А мираж - он сгинет!
Пять лет, конечно, большой срок для каждого человека, но мгновение для истории.
Мираж рассеется!
Нам нужно думать о будущем!
Спасибо!
С уважением,
Роман В. Манекин