May 14, 2012 00:42
Курс теории вероятности на факультете ВМиК пребывает в плачевном состоянии. Во-первых, он читается слишком рано - на втором курсе, еще до курса функционального анализа, поэтому некоторые понятия используемые в Колмогоровской теории вероятности, например, интеграл Лебега, вводятся без должной подготовки. Во-вторых, собственно теория вероятности читается всего пол года, а во втором семестре начинается математическая статистика. Этого недостаточно. К примеру, на матанализ отведено два года, а тервер, на мой взгляд, не проще. Зато потом на третьем и четвертом курсах еще по полгода тратится на курсы "вероятностные модели" и "случайные процессы". Итого: два года разбросаны на 4 разных вероятностных предмета, а в результате студенты в массе своей не знают ничего за пределами комбинаторики. В моем случае, ситуация усугублялась никчемностью семинаристки.
Понятно, что при таком низком уровне подготовки, честный экзамен может много кому перекрасить цвет диплома (я лично знал тервер и матстат по окончании второго курса на три с минусом, а получил пятерку), и еще для очень многих стать последним. Все это понимают, поэтому происходит вот что. Официально на экзамене, как обычно, списывать нельзя, по факту же во время подготовки билета в аудитории сидит всего один-два преподавателя, с немого разрешения которых все списывают свои билеты со шпор. Принимающие, за редкими исключениями, тоже делают скидку студентам, потому что, опять же, осознают ситуацию с курсом. В итоге, тройка обеспечена всем, кому повезло не сдавать редким исключениям.
Студенты следующего года узнают, что тройку ставят нахаляву, поэтому их уровень знаний к экзамену будет еще ниже.
Представим себе, что на кафедре тервера сменился заведующий. Теперь завкаф - молодой и энергичный Анатолий Дмитриевич. Он хочет исправить сложившуюся ситуацию. Но как это сделать? Допустим, качество преподавания худо бедно исправить удалось: курс читается два года, на третьем и четвертом курсах, найдены хорошие семинаристы итп. Но как дать понять, новым студентам, что ситуация изменилась и теперь тройки просто так не ставят? Просто строго сказать? - не сработает, все воспримут это, как формальность, а доверять будут старшекурсникам. По сути единственный вариант, это в какой-то год действительно отчислить половину. Может быть, в целом это и правильно, но как-то кажется, что несправедливо по отношению к этой неудачливой половине курса.
Я вижу тут аналогию с коррупцией в России. Взятки берут все и так было, вообщем-то, всегда. На этом построена вся система. Вот, допустим, Дмитрий Анатольевич решил коррупцию искоренить. Что он сделает? Скажет, хорош, пацаны, взяток больше не берем? Ну, пацаны, как всегда покивают, но всерьез не воспримут - всегда так говорили, и всегда взятки брали и все было хорошо. Нужно, значит, сажать. Почти всех причем. И понятно, что гипотетический Дмитрий Анатольевич к этому не готов.
Дописав до конца, я вижу что аналогия слабая, у меня в мыслях, все более изящно получалось, но не пропадать же мыслям.