Жизнь прекрасна и удивительна в своем многообразии.
Вот, например, певица Земфира написала в своем
твиттере, что песня «Хочешь?» прозвучала на открытии Олимпиады с нарушением ее авторских прав.
Константин Эрнст - как креативный директор и автор сценария церемонии - сразу отреагировал и заявил, что такая мелочность певицы ее только позорит. И добавил, что если она намерена судиться, то будет встречный иск. Сколько-то лет назад она сама нарушила договор с RealRecords (где он владелец), но тогда он ей это простил, а теперь вспомнил. Тут же выяснилось, что Земфира
в суд не собирается.
Для тех, чей рассудок не поврежден юридическими познаниями, поясню. Статья 1277 Гражданского кодекса допускает на официальных церемониях и похоронах включать музыку и песни (юристы называют это публичным исполнением) не спрашивая согласия их авторов и Российского авторского общества, и не платя за это. В случае Земфиры прозвучал ремикс, а на то, чтобы сделать ремикс, согласие автора уже требуется. Согласия Земфиры не было, так что она формально права.
Казалось бы, представление закончилось, а занавес закрылся, но на сцену вышел
депутат Госдумы Селезнев Валерий Сергеевич со своим
законопроектом, принятие которого позволит, считает депутат, избежать подобных, цитирую, «инцидентов».
Все проблемы, пишет он в
пояснительной записке, от того, что в законе не написано, что такое официальная церемония, и от того, что нет в законе критериев официальности. И вот, его законопроект якобы позволит избежать судебных споров и прочих конфликтов. Однако если мы откроем текст
законопроета, то увидим там совсем не разъяснение, что же такое есть официальная церемония, и не критерии официальности, а нечто совсем другое.
Что же предлагает уважаемый депутат Селезнев В.С.
Он предлагает сделать вот что: дополнить ст. 1277 ГК (которая о свободном публичном исполнении) после слов «церемонии». словами «, либо мероприятий с участием лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации,».
Типа, в таких случаях тоже не надо согласия авторов и не надо им платить.
Посмотрим, к чему это может привести.
Низкая юридическая техника законопроекта
Начнем с того, что слово «церемония» используется в статье 1277 ГК два раза, поэтому приходится угадывать, таки после какого из них депутат Селезнев хочет видеть свое дополнение. Спасибо запятой - она помогает догадаться, что после первого.
Теперь точно станет непонятно - что такое официальная церемония
При принятии инициативы Селезнева получится, что есть официальные церемонии, а есть еще мероприятия с участием конституционных должностных лиц. Как соотносить между собой эти понятия, совершенно не ясно. Что такое церемония - в общем-то понятно. Что такое мероприятие - уже нет. Чем они отличаются - не понятно совершенно.
Например, день рождения дочки федерального министра (эта должность есть в конституции) - это явно не официальная церемония. А если папа-министр произносит тост в честь дочки, становится ли такой день рождения мероприятием с его участием, на котором уже можно бесплатно исполнять песни без согласия их авторов и исполнителей?
Инаугурация президента теперь перестает быть официальной церемонией, раз в ней участвует президент - лицо с конституционной должностью?
Похороны (прости, господи) судьи Верховного суда - это просто похороны или мероприятие с его участием?
Если на концерт пришел депутат Гос. думы и помахал рукой в телекамеру (то есть поучаствовал), то РАО уже не имеет права требовать выплат от организатора концерта? Если так, то ни один концерт не будет обходиться без депутата, а этот законопроект - конкретная подлянка для наших ОКУПантов.
Бесплатная музыка для судей и прокуроров
ЕВ главе 7 Конституции прямо предусмотрены должности судей и прокуроров. На сегодня в России
21 364 судей и
48 386 прокуроров (по штату).
Соответственно, на всех мероприятиях (что бы ни скрывалось за этим словом) с участием этих 70 000 лиц можно публично исполнять музыкальные произведения без согласия их авторов и без выплаты им вознаграждения.
И это правильно - зона свободного некоммерческого использования произведений действительно требует расширения. Но почему только для судей и прокуроров? Обделены полицейские и таможенники, судебные приставы и фстэковцы, сотрудники Министерства культуры и Роспотребнадзора - и почти четырех десятков остальных федеральных министерств, агентств и служб.
В общем, помощники депутата Селезнева, которые подсунули ему этот косой законопроект, даже не потрудились его минимально продумать. А жаль, потому что идея расширения свободного некоммерческого использования музыкальных произведений очень правильная и своевременная.