Жигулевская ГЭС

May 29, 2011 22:40


Access granted (доступ разрешен).

Очень давно хотел побывать на нашей Жигулевской ГЭС. Верите, нет, но родившись в Тольятти, я там ни разу не был, ну в смысле - внутри :) Но вот появилась такая возможность и я с удовольствием откликнулся. Знакомый блогер и фотограф Вадим Кондратьев chronograph договорился о посещении здания станции и других окрестностей, большое спасибо ему за фото с моим участием. В свою очередь хочу выразить благодарность Ганьжиной Татьяне, специалисту по связям с общественностью за организацию и проведение этой замечательной экскурсии. Не запутаться в цифрах, килограммах и киловаттах нам помогал Сергей. Если не брать в расчет погоны и должности, замечу, что настоящего фаната своего дела видно сразу. Сережа и Таня с таким энтузиазмом таскали нас по станции, что мы - прожженные блогеры, которых хлебом не корми, а дай куда-нибудь залезть с фотоаппаратом, едва за ними поспевали. :о)
На полноту освещения вопроса претендовать сложно, хоть информации получили вагон с тележкой. Опять же пополнить свои знания можно из открытых источников. Короче тут то, что запомнилось или сильно удивило.




Из окна это поразительное сооружение совсем не кажется огромным. Но скорее всего этом мы тут просто зажрались. Разумеется, если каждый день, выглянув в окно видеть одно из крупнейших водохранилищ, глаз невольно «замыливается».
Длина здания ГЭС - 730 м, ширина - 100 м, высота - 80м от подошвы до кровли.
Высота гидроагрегата (турбина и генератор) - 26,5 метров, это соответствует высоте 8-этажного дома.


Посещение наше прошло в несколько этапов, и чтобы избежать путаницы я доработал схему напильником. (см. картинку ниже):


Посмотреть в полный размер. Далее последуют ссылки именно на эту схему.

Покончив с формальностями типа пропусков и разрешения на фотосъемку мы отправились к зданию станции.


Наши провожатые немного пошутили, предложив начать восхождение прямо с этой лестницы, но потом стало понятно, что в каждой шутке есть доля правды.


Ни одно посещение пром. объекта не обходится без инструктажа по технике безопасности. По-этому начали именно с него. Нам пообещали белые каски и кучу ощущений.
А это - Сергей, инженер первой категории, наш гид и просто кладезь всякой информации.


Не будет лишним задуматься, чем написаны все эти книги по технике безопасности.


Мы немного поднялись на небольшом лифте, хотя есть еще и большой. Длина шахты которого 60 м. Ну где-то 30 вверх и 30 вниз.


Ну и наконец мы на кровле административного корпуса, рассматриваем трансформаторы. (Точка 1 на схеме)


Жигулевская ГЭС оборудована 20 гидроагрегатами. 16 по 115 МВт и 4 по 120 МВт. Они объединены в группы по 2-3 агрегата. Напряжение, снятое с трансформаторных групп передается на открытые распределительные устройства ОРУ, коих поблизости имеется 3 штуки соответственно выдаваемому ими напряжению 500 КВ, 220 КВ и 110 КВ.


ОРУ - это такие большие открытые площадки с жутким количеством проводов. Вот в верхней части виднеется ОРУ-220.


Немногим ранее - лет 5 назад, проход к Волге со стороны нижнего бьефа не был ограничен, и рыбаки с удовольствием этим пользовались. Теперь же им чтобы порыбачить приходится делать большой крюк и заходить под гору Могутовая с территории Жигулевского карьер-управления, и уже там козьими тропами пробираться к реке.


И пока мы копались и бегали от края к краю, наши провожатые уже карабкались на самый верх.


И вот мы на кровле машинного зала. (Точка 2 на схеме).
Опоры слева - воздушные линии передающие энергию на ОРУ-500. На крыше наблюдались таки потрясающие электро-магнитные поля, что стабилизатор объектива коллеги вместо этой самой стабилизации плясал, как угорелый. Долго там находиться вредно, но наш визит был не настолько продолжительным.


Фермы несут на себе провода длиной от 800 до 1300 м. Средний вес одного такого провода - 8 т.


Четкая маркировка - залог успешной работы оперативного персонала. 6-я токоотводящая группа, фазы А, В и С.


Выше станции расположен жигулевский водозабор.


Прямо под стеной со стороны верхнего бьефа проходит ж/д ветка.


С кровли открывается отличный вид на Комсомольский район г.Тольятти и акваторию водохранилища.


В первые годы после пуска станции в работу и затопления акватории Куйбышевского водохранилища в воде было настолько много топляка и бревен, что по ним можно было перебраться на противоположный берег.


За эксплуатацией такого серьезного сооружения кроется обычный быт, знаки которого можно было заметить даже здесь. Ведь ясно же, что ловит плохо :)


Потрясающий вид на Куйбышевское водохранилище.


Погуляв по кровле, что на самом деле небезопасно и в сырую погоду рекомендуется ходить только в определенных местах мы начали искать путь к отступлению. Перебравшись на северную сторону здания обнаружили там 3 лестницы. Но решили спуститься по лестнице крана.


Коллега chronograph пропущен вперед, дабы проверить устойчивость конструкции :)


Прогулявшись по площадке с катушками,


мы спустились на площадку запорной арматуры нижнего бьефа (Точка 3 на схеме)


Ее основная задача - перекрытие доступа воды в полость турбины с нижней стороны.
Для этого используются шандоры - комплект металлических балок, предназначенных для перекрытия воды.


Уложенные горизонтально одна на другую балки образуют шандорную стенку - подвижную часть балочного (шандорного) затвора, используемого обычно в период строительства или ремонта гидротехнического сооружения.
Для остановки гидроагрегата на плановый ремонт или модернизацию перекрывается доступ воды в турбину затворами верхнего и нижнего бьефа. Оставшаяся вода откачивается осушая полость и открывая доступ к турбине.
Верхний бьеф - для его перекрытия необходима стенка из 13 перегородок. Нижний - 7 перегородок. Перегородки собираются и опускаются вниз попарно. Сборка и установка производятся с помощью козловых кранов.

Функционирование такого сооружения не мыслимо без кранов. На сороудерживающем сооружении, в нижнем бьефе и на водосливной дамбе используются козловые краны. Помещение задвижек верхнего бьефа и машинный зал оборудованы мостовыми кранами различной грузоподъемности. Краны на улице для питания использую специальные лыжи как токосъемники. Длина лыжи перекрывает расстояния между питающими столбами. Для мостовых кранов в помещениях проложены токоведущие шины по всей длине зала.


Наш гид Татьяна ожидает плохопоспевающих блогеров.


И вот мы наконец попали в машинный зал. (Точка 4 на схеме).


Чувство, что человек это всего лишь еще одна букашка, растет и крепнет в таких гигантских помещениях.


Такими болтиками крепится лопатка турбины.


Вот прямо сюда.


Внутри машзала светло и воздушно. Стена слева имеет 4 метра толщины. За ней вода.


ГЭС оборудована 20-ю агрегатами. Каждый из них можно остановить за 2 минуты повернув обычную ручку на ящике рядом. Из истории экскурсий известен такой случай, что посетитель не очень поверив гиду подошел и повернул эту самую ручку. Потом в объяснительных на этот экстраординарный инцидент оправданием фигурировала экскурсия.


Вал генератора турбины. Он полый, через полость внутрь турбины подается масло.


Автоматизированная система позволяет следить за всеми показателями.


Везде, даже в лифте установлены телефоны для оперативной связи.


Здание машинного зала не монолитное, а разделено на секции, с определенной степенью свободы секций относительно друг друга. Зазор между ними заполнен прокладкой из дерева с уникальной пропиткой. Вот вид снаружи. Линия верху вниз - прикрытый от погоды зазор между секциями.


Далее вооружившись еще одним гидом из оперативного персонала мы спустились непосредственно к самому гидроагрегату. Дырка в нижней части фото.


Вот это напимер 14-й гидроагрегат.


Вадим chronograph увековечивает своим присутствием этот гений инженерной мысли. (Точка 5 на схеме)


Вал генератора в движении.


Неокрашенный шток сверху - это гидропривод заслонок, регулирующих подачу воды на лопатки турбины. По окружности турбины расположены эти самые заслонки.


Но самым захватывающим было залезть под маховик генератора. Это когда у тебя над головой бешенно крутиться большая железная дура штука и ветер в лицо :). Непередаваемо!


На всех турбинах замазано название завода изготовившего агрегаты, но на 17-м агрегате оно осталось без изменения.


ГЭС, как энергосистема, обладает определенной гибкостью в отличии например от АЭС. Если последняя будучи один раз запущенной выходит на базовый режим и генерирует проектную мощность, то гидроэлектростанция может тонко реагировать на спрос, регулируя выдачу энергии. Еще выяснилась интересная особенность, о которой я раньше вообще не слышал. Станция может работать как компенсатор реактивной мощности. Но в России рынок подобных услуг еще не оценен и не освоен.

От гидроагрегата мы прошли к газовым выключателям параллельно пройдя через одну из галерей, тянущихся по всей длине станции. Ходить пешком там муторно, поэтому персонал встает на колеса.


Комната с газовыми выключателями. Они подключают и отключают генераторы от трансформаторных групп. (Точка 6 на схеме). Страшно представить себе, какие токи бегут по этим шинам.


Прочность через гибкое соединение. Слева шины идут от трансформаторных групп, справа - выключатель, отводящий энергию на ОРУ.


Сам выключатель. Токи там действительно неслабые, шины греются и помещение активно кондиционируется.


Галерея разделена на секции, как и вся станция. Вот такие двери позволяют перекрыть доступ в секцию.


Далее экскурсия продолжилась восхождением под самый потолок, на мостовой кран машинного зала. (Точка 7 на схеме).


Мне было страшновато если честно.


Суровые железяки управляются обычно хрупкими женскими руками.


Вот такой гидроцветок.


После этого крутого восхождения последовал не менее крутой спуск. Мы посетили самую нижнюю точку станции - сухую потерну. (Точка на схеме 8).
По пути туда мы прошли через несколько совершенно пустых залов размером с дом. Они образовались вследствии экономии бетона. Т.е. во время строительства городились опалубки и создавались эти пустоты. В здании станции их по словам Сергея около 16-ти. Представляете, сколько сэкономили?!


Про "сухую потерну" хотелось бы рассказать подробнее. В конце 2009 года в СМИ прошла информация, что на Жигулевской ГЭС произошла авария и ведутся восстановительные работы. Народ за недостатком подробностей напуганый Саяно-Шушенской аварией думал о худшем.На самом же деле произошло примерно следующее.
При проектировании подобных гидро-сооружений принимается во внимание наличие того или иного рода протечек. Для сбора просочившейся воды конструкцией здания предусмотрена так называемая «мокрая потерна» - канал, проходящий в нижней части здания по всей его длине (белый квадратик левее точки 9 на схеме). В этой полости собирается вода и откачивается с помощью специальных дренажных насосов, установленных двумя группами с северной и южной стороны. Параллельно этой «мокрой» идет «сухая» потерна - галерея, позволяющая управлять оборудованием для обслуживания мокрой. Сухая она, как раз потому, что никакой воды там нет.
Вот так случилось, что одна группа насосов была остановлена на профилактический ремонт, а со второй возникли проблемы. В сухой потерне появилась вода. Оперативно была создана и установлена уникальная конструкция крепления дополнительного насоса к временной опорной платформе. Проложен трубопровод диаметром 326 миллиметров и протяженностью 120 метров. Установка этого насоса позволила осушить мокрую и сухую потерны и установить причину отключения насосов откачки.

Те самые насосы. Сергей, чтобы не пугать нас незнакомыми цифрами, сразу определил мощность одного насоса - 7 ванн в секунду :)


Пункт управления этими насосами этажом выше. Цифра 7 - говорит о номере насоса. Для того, чтобы его спустить вниз предусмотрены сквозные отверстия с самого верха.


Вот один из таких насосов поднятый на ремонт.


Ну и наконец сама сухая потерна. Ощущаешь себя как на подводной лодке. Сверху толща воды.


Потом опять подъем наверх, где нас изголодавшихся и немного уставших приветствовали барельефы на стене с дедушкой Лениным на галерке.


Приятная часть нашей экскурсии, неуказанная на схеме - это столовая.


Вадим выбирает между корнишонами и артишоками.


Пока мы кушали, нас развлекала пара рыбок своим нешуточным представлением.


Постоянных работников обслуживающих станцию всего 280 человек. В основном это оперативный персонал и управление. Профессионалы самого широкого профиля. Есть даже своя водолазная группа.
Ремонтом и модернизацией занимаются организации-подрядчики.

Приятно отобедав мы посетили еще 2 объекта.
Первый - музей предприятия. Отдельно стоящее здание включает в себя медпункт, спортзал, музей и химическую лабораторию, где например по состоянию масла эксперты могут оценить эксплуатационные характеристики агрегата. Активно ведутся работы по эко-мониторингу.


Музей предоставляет массу информации и при желании вы всегда можете его посетить с экскурсией.


Мне же показался интересным вот этот экспонат. Это элемент масляного подшипника, на который опирается гидроагрегат. Получается, что такого размера объекты можно подпирать только жидкостями. Элементы подшипника располагают с небольшим эксцентриситетом, и при вращении на его поверхности образуется масляный клин, создающий опору вращающемуся механизму. Сверху - фторопластовая прокладка и сбоку - контакты датчика температуры.


Следующим заключительным объектом было СороУдерживающее Сооружение - СУС. (Точка 9 на схеме).
Длина сооружения 633.3 м, высота 62.5 м и ширина по течению 27 м. Состоит из 36 отверстий по 10.5 , расположено в 33 м от здания ГЭС. Возведено впервые в практике гидротехнического строительства в целях улучшения условий эксплуатации ГЭС.


Его обслуживают 2 козловых крана с возможностью установки различного вида оснастки.


Соединяется сооружение со зданием станции перемычками.


Задвижки здесь используются решетчатые.


Мусор задержанный сооружением тралится краном в северную часть верхнего бьефа.


Там для спуска мусора, бревен предусмотрена специальная секция, где затвор не поднимается, а опускается вниз. И через специальный канал мимо станции мусор спускается вниз по течению.


Это почти все, но я не смог обойти еще одно зрелищное место на ГЭС. Водосливная дамба. Весной там есть на что поглядеть. Вскипающие буруны и летающие над ними чайки. Завораживает, глаз не оторвать.
Кроме водосливной дамбы, через которую производится основной сброс воды во время паводка в конструкции ГЭС предусмотрены водоотводящие каналы пропускающие воду помимо агрегатов. Объем сброса воды на дамбе ограничен, поскольку при повышенном водосбросе наблюдается вибрация в прилежащих населенных пунктах.


Ну и напоследок еще несколько картинок.








Жигули, жигулевская гэс, репортаж

Previous post Next post
Up