А я еду, а я еду за карданом!

Dec 23, 2015 21:50

Про матчасть несколько слов. Качество фото зависит от многих составляющих в разной степени. Непоследнее место в этом списке занимает надежный штатив с удобной головой. Штатив - это отдельная тема для разговора. Сегодня же пара слов о головках. Последних в прейскурантах современных интернет-лабазов преогромное множество. Причем, основных типов совсем немного. Это 3-D, шаровые (и их разновидности) и карданные головки. Отдельную нишу занимают головы для съемки панорам. В свое время я успел оценить преимущества различных вариантов и понял, что одной головкой на все случаи жизни не обойтись.

В итоге этой осенью приобрел карданную штативную головку, о чем собственно не жалею.




Поскреб по сусекам с железками и решил привести парочку примеров для наглядности.

1. Типичная 3-D голова. Быстросъемная площадка, наклоны регулируются двумя ручками. Ослабил, повернул, затянул. Поворот вокруг своей оси возможен ослаблением отдельного винтового зажима. Не оперативно и не слишком удобно. Для неспешной съемки на природе да и в студии сгодится на 100%.  А вот на птичек с ней ходить не с руки. Обе руки постоянно заняты - не вариант!


2. Более оперативный вариант работы может предложить шаровая головка. Суть ее следует из названия. Так же, в комплекте  быстросъемная площадка, позволяющая практически мгновенно установить и снять камеру со штатива. Положение шарика в стакане фиксируется одним единственным поворотным рычагом-винтом. Не хватает отдельной регулировки для панорамирования. Но у Manfrotto есть и более свежие версии этой головы.


3. Поворот шарика допускает вертикальное положение объектива, если конечно не помешает центральная штанга штатива, в которую упрется камера.


4. Плюсы этой головы - оперативность, компактность, небольшой вес, универсальность, минимальный уход (то есть, никакой ;)).  Минусы - ограничение по весу используемого оборудования, а так же, небольшое проседание с тяжелой техникой. Что в свою очередь критично для длинно-фокусных объективов.


5. Вариант в принципе рабочий при известной ловкости даже в симбиозе с моноподом. На штативе удобен тем, что для фиксации нужна лишь одна рука. Вторая спокойно снимает все, что надо. При использовании объектива  с фиксированным фокусным расстоянием придраться практически не к чему.  До некоторых пор - мой боевой вариант для выхода на природу.


Ситуация обостряется при использовании теле-зум-объективов, где для работы с кольцом "зума" требуется еще одна, как у Фантомаса, запасная рука. Решение стандартное - карданная голова. Выбор железок указанного типа сводится к борьбе с жабой и пониманию качества представленной на рынке продукции. В моем случае был выбран бюджетный вариант и китайский производитель. Разница с лидерами рынка по цене в 4-5 раз вполне ощутима. Китаец обошелся мне примерно в 5 т.р.

6. Азиаты сдабривают комплект пупырчатой анти-стресс пленкой, белыми перчатками, тряпочками и ... угадайте, что было в той оранжевой штучке! Ответ - ближе к концу поста.


7. Разбор железяки производился под чутким наблюдением подрастающего поколения.  


8. Сама железка проста, как 5 копеек. Но из-за большого кол-ва металла стоимость выбегает из принятых комфортными для "китая" 60 баксов. Да и курс рубля давно уже не крымский.


9. Китайцы засовывают в конструкцию бесполезную фигню, такую, как вертикально расположенный компас.


10. Компас - фигня. Но еще фиговее - вертикально расположенный уровень.


11. Остальное сугубо функционально. Обрезиненное покрытие позволит крепче держать "штурвал" и не отморозить руки зимой. Два освобождающих винта работают с ходом в пол-оборота быстро освобождают головку для вращения в вертикальном положении и вокруг своей оси.


12. Длинная съемная площадка, совместимая с Arca Swiss позволяет выбрать нужное положение для уравновешивания конструкции.


13. Подвижная (выше-ниже) штанга, позволяет выставить нодальную точку или просто вывести центр вращения на ось объектива, в зависимости от его размеров, что делает съемку предельно комфортной.


14. Прикрепить площадку к камере или объективу можно, как обычно, с помощью монеты или вручную. У меня в рюкзаке всегда гремит пара пятаков.


15. Длинный паз позволяет расположить площадку в нужном месте. Не у каждого производителя объективов в штативной лапке отверстия окажутся в нужном месте.


16. Nikon D700+TC-20E III+Nikon 300 f/4


17. См. фото 16


18. А здесь уже D800+Nikon 200-500 f/5,6.


Плюсы карданной головы очевидны. Это и возможность оставить систему в равновесном положении, оперативно поменять направление съемки без перенастройки всяческих зажимов и винтов. Удобство съемки с проводкой очень сложно переоценить. Я ожидал, что будет немного затруднительно работать с кольцом зуммирования, однако все более, чем удобно. А вот до кольца ручной фокусировки на 200-500 f/5,6 добраться сложновато. Привыкание практически мгновенное. Одна рука на камере, вторая - на кольце зума. В любое время ты бросаешь все, опускаешь руки, а оборудование остается в той позиции, где ты его и оставил - удобно снимать с тросиком. Однако, в этой непоколебимости есть и небольшой подвох. Никогда не забывайте фиксировать все винты при смене оптики или камеры! Ход головки не совсем свободный, но и не тугой. Комфортный, я бы сказал. Небольшой минус состоит в том, что головка негабаритная и не влезает в мой чехол для штатива. Приходится откручивать и прятать в рюкзак. О качестве сборки и подшипников можно будет судить лишь по прошествии некоторого времени.

Вот пожалуй и все! А в оранжево-красном футляре оказалась обыкновенная широкая и мягкая кисточка.

фототехника, gimbal head

Previous post Next post
Up