Фотографы в Сокских штольнях

Sep 30, 2013 23:33


Подземелья сами по себе вызывают не интерес, а скорее любопытство. Как-то однажды мы с друзьями забрались в штольни близ Ширяево. Сделали пару шотов, побродили полчаса там где можно было разобрать дорогу без фонаря и вышли наружу. Да и чего там еще делать? Но ведь благородный муж всегда отыщет себе достойное занятие. Пришло время и мы целенаправленно отправились по следам троллей и заключенных. Если первых можно было и не выдумывать, то последние руками вырубили в горе памятник собственному труду. Мне наш поход до начала представлялся эдакой увеселительной прогулкой в стиле "по следам Индианы Джонса". На месте мысли и ощущения смешались в странный букет. Тысячи заключенных "безымянлага" горбатились здесь за пайку и иллюзию обретения свободы. Сейчас лишь холодный и влажный воздух стоит в подземных лабиринтах. Эти стены никогда не видели солнечного света. Лишь дыхание рабочих согревало каменные коридоры. Чем жили эти люди, на что надеялись, во что верили?




Мы отправились под землю небольшой группой. В этом состоял нереальный профит сразу по нескольким причинам. Все участники, кроме Петра Якубсона - проводника 80 уровня, взяли с собой фотокамеры. Съемка при дневном свете отнимает массу времени, а в полной темноте задача лишь усложняется. Опять же фотографы не только помогают друг другу снимать, но еще и наоборот! ))) Малое число участников упрощает "присмотр" друг за другом. Легче слушать пояснения проводника и задавать интересующие вопросы. Некоторые места со сложной проходимостью мы преодолевали по очереди. Небольшая группа в этом случае экономит время. А оно пролетает под землей очень незаметно. Зашли мы в штольни в 11:30. Немного побродив и поснимав, обнаружили, что уже перевалило за три часа по полудни. Вышли мы в половине седьмого вечера. 7 часов прошли по ощущениям как 2-3 часа. Правда гудевшие в конце ноги заявляли протест разуму.

1. Петр по ходу дела поясняет правила поведения и безопасности. Тут же можно немного оценить нашу экипировку: сапоги резиновые, штаны, которые не жалко, дачная куртка, свитер и шапка. Парочка фонарей (самый удобный вариант - налобный), рюкзак с горячим чаем и перекусом, фотокамеры - по желанию и грузоподъемности.


Вход "Централка" переставляет собой дырку у в горе размерами метр на полтора. Сразу за входом пространство штольни расширяется до почти стандартных 6х6 метров. Таковы были размеры выработок когда штольни разрабатывались. Химически чистый известняк, а именно он представлял интерес, располагался плоским пластом толщиной до 8 метров. И ширяевские, и сокские, и штольни горы Верблюд разрабатывали один и тот же пласт. Благодаря тектоническим преобразованиям он был доступен прямо с поверхности. Разработка и освоение Сокских штолен началось с северной стороны горы Тип-Тяв.

2. Раньше вход был очень высок. Но здесь перед входом была насыпана дорога, по которой после закрытия штолен из работающего карьера на дробильные комплексы огромные Белазы возили щебень.


Проникнув внутрь мы продвинулись вперед, где естественный свет из входного отверстия сошел на нет. Далее выключив фонари посидели минут 10 в ожидании, когда же глаза привыкнут к темноте. Конечно они не привыкли. Адаптировались, разумеется, но сказать, что привыкли было-бы неправильно. Человек просто не способен видеть в полной темноте. Очевидная вещь, а вызывает непривычное ощущение. Сидишь с открытыми глазами и нифика не видишь. Интересно, слепые себя так же чувствуют?

На входе "централки" есть журнал, где отмечаются все прибывшие. Указывается время прибытия, количество участников группы и предполагаемое время посещения. На выходе тоже делается отметка. Штольни для туриста представляют собой весьма интересный для посещения объект. В тоже время не стоит забывать о безопасности и факторах риска. Под землей прохладно. Постоянная температура +5 +7 градусов, что слишком свежо для летнего сезона и жарковато для зимы. При наличии огромного количества деревянного крепежа разжигать костер в штольнях смертельно опасно. Горение в замкнутом пространстве приводит к образованию угарного газа и других ядовитых продуктов, которые из-за слабой вентиляции надолго заполняют пространство. Таким образом, при пожаре в штольнях убивает не огонь, а дым. Слухи о самовозгорании бревенчатого крепежа скорее всего остаются слухами. В условиях 100 % влажности подобное возгорание похоже на фантастику. Другим фактором риска остается возможность обвала. При движении в невысоких коридорах и проходах избегайте цеплять камни потолка. Ну и наконец полное отсутствие естественного освещения. Свечки имеют обыкновение гаснуть, фонарики сотовых телефонов долго не работают. А человек лишившийся источника света без посторонней помощи здесь наружу не выберется. Около трети всех известных ЧП связаны с тем, что туристы терялись в штольнях по причине вышедшего из строя фонаря или потухшей свечки. Показательный и рекордный по длительности случай произошел в августе 2002 года. Тогда турист просидел в отдаленной части штолен 14 суток без света, пока его случайно не нашла и не вывела на поверхность группа спелестологов. В последнем слове нет ошибки. "Спелестологи" исследуют искусственные пещеры и подземные архитектурные сооружения, не используемые по прямому назначению (старинные каменоломни, рудники, подземные ходы, жилые подземные сооружения и т. д.)

3. Наш проводник Петр Якубсон делает отметку в журнале. Там же расписывается, что не будет кастовать заклинания сильнее 25 уровня. Такие они странные, исследователи подземных пещер.


4. Здесь должен был быть кадр в стиле Малевича, поясняющий отсидку в полной темноте. Воображение должно нарисовать вам подходящую картинку.

5. В 2011 году к нам в гости пожаловали креативные москвичи. Результат их бурной деятельности восхищает и немного пугает посетителей.


6. Мост под землей в данном случае бесполезное но изящное сооружение. Безумно романтичное место для встречи влюбленных или привидений. Если хотите больше юмора - ЧИТАЙТЕ, КАК ВСЕ ЭТО СТРОИЛОСЬ!


7. Еще один небольшой мостик осваивает Вадим chronograph Кондратьев


8. Одно из широких открытых мест, в народе называется "Ашкой". Размер штолен и штреков варьируется от огромных, высотой метров 6 до весьма скромных, где можно пройти лишь согнувшись пополам. По шкуродерам мы не лазили. Да и после больнички я на подвиги не подписывался. Мы продолжили наш путь через небольшой штрек слева.


Разработка и добыча полезных ископаемых в сокских горах велась почти правильным "квадратно-гнездовым" способом. Я разумеется упрощаю, но в целом так оно и есть. Сначала прорубались штольни от входа в толщу горы, далее между ними прорубались штреки. Для того, чтобы верхняя часть штолен "кровля" не обрушилась специально оставлялись невыработанные столбы целика. Толщина их варьировалась в зависимости от назначения штольни, близости к выходу наружу, высоты породы, давящей сверху. Столбы составляли так называемые неизбежные потери. Эта квадратура с одной стороны упрощает ориентирование в штольнях, с другой стороны известное для пещер правило "правой руки" здесь не работает.

9. Ко всем прочим радостям в штольнях еще случаются обвалы. Как небольшие...


10. Так и более серьезные.


В обвало-опасных местах устанавливали так называемую костровую крепь для поддержки кровли между столбами целика. Такая конструкция собиралась из толстых бревен, которые укладывались слоями по 2 или 3 бревна поперек друг друга.

11. Одна из костровых крепей с кучей плесени и парой табличек.


12. Участков со слабой кровлей было не много и костровые крепи встречаются достаточно редко. Гораздо чаще попадаются деревянные рамы. Они предохраняли рабочих от случайного падения камня в результате отслоения кровли.


Капитальные выработки такие, как устья штолен или откаточные магистрали, по которым порода вывозилась наружу, крепились сплошным бревенчатым окладом вдоль стен и потолка толщиной в два или три бревна. Бревна между собой соединялись металлическими скобами. Отбойка полезного ископаемого велась буровзрывным способом. Для этого в стенке забоя проделывались узкие и глубокие отверстия "шпуры". В них закладывалась взрывчатка. Бурение шпуров производилось ручными перфораторами. Сжатый воздух для работы перфораторов подавался по развитой магистрали воздуховодов.

13. Участок капитальной выработки с остатками бревен и пневмооборудования. На вентиле видна хорошо сохранившаяся надпись "Open crane".


Для облегчения передвижения все выработки параллельные входным штольням называли штольнями, а перпендикулярные им - штреками. Нумерация велась от центральной штольни №1. Все штольни восточнее нумеровались №2, №3 и тд. А западнее - "№1 бис", "№2 бис" и т.д. Штреки нумеровались проще: 1, 2, 3 и т.д. от входа вглубь массива.

14. Нумерация штолен и штреков на бревнах крепежа.


15. Производственная инфраструктура предусматривала ремонтные площадки. Одна из подземных ремонтных баз. Смотровая яма расположена по центру где раньше лежали рельсы по которым вагонетку или мотовоз загоняли на яму для осмотра или ремонта.


16. Слесарный стол со всякой рухлядью. Все ценное и интересное уже украдено до нас растащили по коллекциям или музеям.


Вывоз породы осуществлялся в опрокидных вагонетках грузоподъемностью в 2 тонны. Загружали их вручную и так же вручную из забоя толкали до откаточного штрека, где собранные по 3-5 штук их лошадями тащили до откаточной магистрали. Там собирали основной состав. Его размер варьировался от 7 до 30 вагонеток в зависимости от модели мотовоза. В разные отрезки времени подвижной состав Сокских штолен включал 8 мотовозов Т-60, мотовозы на базе ДТ-54, два немецких мотовоза "Лова".

17. Остатки мотовоза. Петр демонстрирует работу машиниста. Левая нога на педали газа, правая рука на рукоятке тормоза. Петр хотел уйти в точку, но мы его отговорили. Бегал такой мотовоз по рельсовым путям шириной колеи 750 мм, выполненном из легких рудничных рельс высотой 90 мм с креплением на шпалах костылем.


18. Сверху та самая вагонетка на 2 тонны.


К предыдущей картинке: Если поразмыслить, то найти интересное занятие для себя и друзей в штольнях дело непростое. Можно посидеть, попить чайку, даже заночевать раз-другой. Но потом по большому счету делать нечего. От скуки и избытка креатива народ пускается во все тяжкие. Например мост в начале поста или вагонетка чуть выше. Те же самые москвичи хотели прикрутить ее к кровле. Даже рельсы к потолку приделали. Однако идея осталась нереализованной в силу тех или иных обстоятельств. А фотку я просто перевернул.

19. Петр кастует очередное заклинание, забивая большой каменный клин в щель кровли. А если без шуток, этот большой кусок породы держится на честном слове и позируя Петр все же немного рискует.


20. Кроме искуственных полостей полученных в процессе производства, встречаются и естественные. Трещина уходит и вниз и вверх увеличивая общую высоту подземного объекта. Гуляя по штольням обычно больше внимания уделяется тому, что под ногами. Вверх смотришь редко, а зря!


21. На первый взгляд это просто дверь от авто, которую кто-то не поленился принести в штольни. А на самом деле - это один из ориентиров. Место называется "Берлога" и немного облегчает задачи ориентирования неофитам.


22. Делаем привал, чтобы попить чайку. Петр не устает нас удивлять вызвав для освещения привидение с лампочкой. Свечки ему видите ли мало! Кстати, в кадре старый бывший ПБЛ (подземный базовый лагерь) группы САМГУ спелео.


23. А вот и причина, по которой лагерь стал бывшим. Порода вдоль стенки опасно висела над спальным местом и хозяевами было принято решение "немного отколоть". Откололось многовато. Кроме того стало понятно, что пласт держится на тонком слое глины.


24. Тоже достаточно популярное место рядом с одним из ПБЛ, известное завсегдатаям как "нора Тролля".


25. Тольяттинский ПБЛ. Спелл на вершине поленницы должен был быть файерболом, но из-за повышенной пожароопасности Петр кастует обычную вспышку на 5500 К. Срач в таких местах - отражение отношения наших современников к себе и к окружающим.


26. На фото еще один благоустроенный ПБЛ оборудованный лежанкой, удобным столом и водокапом. Подсвеченный чуть сзади водокап представляет собой полиэтиленовую пленку натянутую под наклоном. Фильтрующаяся через породу вода капает с потолка на целофан и стекает в емкость ниже. Такой вот быт. В полумраке позирует Анастасия philippova_av Филипова.


Экскурсия получилась замечательная хоть и небольшая. Мы осмотрели лишь малую часть интересных мест. Не видели паутины с пауком и лагеря "Ау", который прямо жуть как фотогеничен. Ну ничего, сходим как-будь. Еще раз хочу отметить, что нам очень повезло с проводником. Огромное спасибо Петру yacubson Якубсону, который в Сокских штольнях если не собаку съел, то пару мелких енотов точно! ))) В свое время он водил сюда московских студентов. Те просто писали кипятком восторгаясь найденными у нас образцами плесени. Да что уж тут говорить, если даже британская "BBC" не гнушается про плесень фильмы снимать.

Кстати координаты Петра:
phone +79608119954
yacubson@gmail.com

При подготовке материала очень пригодились сборники статей "Спелеология Самарской области", которые с 1998 года выпускает региональная общественная организация "Самарская спелеологическая комиссия".

Не могу не сказать пару слов про технику. Для съемки достаточно самой простой зеркалки, которая может снимать на длинных выдержках. Удобным будет легкий штатив, для того что-бы носить его и камеру не отстегивая их друг от друга. А для освещения подойдут простые фонари. Вспышки с радиосинхронизаторами удобны лишь в том случае, если у вас уже есть некоторый опыт в их использовании. Мощный фонарь сразу позволит вам увидеть, как будет выглядеть сцена в кадре. Со вспышками этот номер не пройдет и корректировать свет придется разглядев картинку на экране. А это отнимает дополнительное время. И еще, маленький светодиодик примотанный скотчем к штативу поможет не уронить его в темноте.

штольни, досуг, самарская область, фото

Previous post Next post
Up