"Домашнее рабство" в Женеве

Sep 10, 2010 13:30




Людмила Клот



Рафаэль Даллапорт. © Коллаж: «Голос России»

Выставка фотографий с таким названием пройдет на улицах города - чтобы напомнить, что за фасадами респектабельных домов и резиденций европейских городов могут скрываться люди, живущие в самом настоящем рабстве.

Нелегальная торговля людьми по массовости и доходности стоит среди криминальных деяний на третьем месте: после оружия и наркотиков. Четвертое место занимает трафик произведений искусства. Об этом напомнили собравшимся в галерее современного искусства Imaginaid на пресс-конференцию журналистам организаторы фотовыставки «Домашнее рабство».

Выставка эта открылась сегодня в Женеве. На ней представлены работы молодого французского фотографа Рафаэля Даллапорта - в общей сложности 600, они прикреплены на панно, размещенные по всему городу. Каждая работа изображает здание, где жила одна из жертв домашнего рабства. Сопроводительные тексты к снимкам написаны журналистом французской газеты «La Libération» Ондин Милло.

«...Хозяйка дала ей список слов, которые разрешалось произносить при встрече с незнакомыми людьми: «Да, спасибо, здравствуйте и до свидания». 18-летняя Айна начинала свой день в 6 утра: готовила завтрак для двоих детей своих работодателей, стирала и гладила белье, убирала квартиру, ухаживала за садом и так до полуночи. Она не имела права есть за общим столом и спала на полу в ванной. Айна покинула Мадагаскар, поверив обещаниям, что сможет заработать денег для своей семьи и будет учиться. Вместо этого она оказалась заключенной, в течение двух лет работая бесплатно и подвергаясь избиениям и угрозам. Наконец, соседка заметила исхудавшую девушку, которая боялась разговаривать. Она дала Айне крем, чтобы лечить язвы на руках, и позвонила в Комитет против современного рабства (французскую общественную организацию). Сегодня Айна работает медсестрой в парижском регионе. Ее «работодатели» были приговорены к шести месяцам тюрьмы условно и выплате 4500 евро штрафа».

12 историй женщин, которые стали жертвами домашнего рабства и сумели выйти из этого положения лишь через долгий период времени с помощью соседей, полиции и сердобольных людей, легли в основу фотовыставки. Все описанные события произошли в Париже и окрестностях, однако легко представить нечто подобное в буржуазных кварталах Женевы, Лозанны и Цюриха, - считают организаторы.

С ними согласно руководство Женевы: на открытии выставки присутствовал мэр города Реми Пагани. Представитель «левой» политической партии, Реми Пагани пришел в политику из организации, защищавшей права квартиросъемщиков, и в этой работе ему не только много раз приходилось сталкиваться с нарушением прав домашнего персонала, но и однажды собственноручно «вытаскивать» паспорт бесправного работника из рук его работодателя.

Мэр города напомнил две очень болезненные для Женевы проблемы, связанные с эксплуатацией людей. Первая - так называемое «дело Каддафи». Международный конфликт между Швейцарией и Ливией начался с ареста в пятизвездочном отеле Женевы Ганнибала Каддафи, сына ливийского президента. Каддафи-младший и его супруга были обвинены в том, что наносили своим слугам побои и эксплуатировали их. После того, как Каддафи-младший провел ночь в полицейском участке, Швейцария оказалась втянута в конфликт с Ливией на два года. (В этой ситуации можно много слов сказать о «политической дальновидности» женевских полицейских и властей, но отметим: ни на какие меры не решились власти Германии, Италии или Франции, где Ганнибал Каддафи устраивал драки, ломал мебель в отелях, избивал собственную жену и серьезно нарушал правила дорожного движения).

Вторая головная боль мэра заключается в том, что именно в Женеве расположено множество международных организаций и дипломатических миссии, а значит, здесь живет немало семей, пользующихся дипломатической неприкосновенностью. И в случаях - к сожалению, нередких - когда хозяева используют нелегальный труд ввезенных из Африки и Азии слуг, добиться какого-либо наказания виновных очень сложно.

...Такой долгий рассказ о современном домашнем рабстве можно оправдать тем, что для описания художественной стороны выставки, к сожалению, хватит нескольких слов. Наверняка парижане узнавали дома, расположенные по-соседству. Женевцы же рискуют вначале перепутать эти фотографии с рекламой агентства по недвижимости.

Фотограф Даниэль Даллапорта рассказал, что впервые открыл для себя эту тему в 2004 году, познакомившись с представителями французского Комитета против современного рабства (Comité contre l'esclavage moderne). «Я присутствовал на нескольких процессах по этим делам, и нужно сказать, что они оставляют очень драматичное впечатление. Вместе с представителями Комитета против современного рабства мы просмотрели порядка 300 досье. Из них отобрали 50, и очень быстро, меньше чем за одно лето, я сделал серию снимков. Не все годились для выставки просто по той простой причине, что некоторые здания невозможно было сфотографировать с достойного ракурса.».

Наша Газета.ch: Современное рабство на ваших фотографиях имеет женское лицо. Почему, разве не существует рабов-мужчин?

Рафаэль Даллапорта: По статистике, 90% человек, оказывающихся в ситуации рабства, это женщины. Очень молодые, в большинстве своем несовершеннолетние. Иностранки, не знающие своих прав, не говорящие на языке, запуганные, не знающие, куда обратиться и как защититься. Показательно, что современными «рабовладельцами» с удовольствием становились как обеспеченные граждане, причем некоторые из которых принадлежали к высшему кругу общества (15-летняя служанка из Африки жила, например, в семье одного парижского издателя, чья фирма специализировалась на выпуске литературы гуманистического направления), так и обычные люди, живущие в панельных многоэтажках.

НГ: Из прочитанных историй следует, что ад за фасадами красивых зданий заключался в работе по дому, вставанию ночью к ребенку, мытью посуды, приготовлении пищи, уборке, то есть, той типично женской работе, на которую имеют тенденцию жаловаться современные дамы. Не означает ли, что вся домашняя рутина по сути своей есть рабство?

РД: Давайте не будем смешивать труд женщины, которая готовит пищу для собственной семьи и своего ребенка, с работой человека, к этому принуждаемого насильно. И в качестве оплаты получающего пинки, тычки и «привилегию» спать на полу в ванной. Такая ситуация и есть рабство.

НГ: Почему вы не показываете лиц жертв? Наверняка из множества досье нашлось бы несколько человек, которые согласились бы рассказать свои историю перед камерой. Если взять собирательный образ жертвы - эмигрантка из страны «третьего мира», темнокожая, необразованная - то выставка помогла бы сформировать в обществе симпатию к этой категории населения, способствовала бы уменьшению ксенофобии, росту сочувствия и понимания.

РД: Мы приняли решение не показывать лиц жертв, чтобы не подвергать опасности их близких. Не секрет, что нелегальные эмигранты въезжают в Европу с помощью организаций, которые занимаются трафиком людей, и даже если французский суд выступает на стороне жертвы, организаторы могут отомстить ее семье. Такие случаи происходили, например, в Мадагаскаре и других странах.

Что ж, если человеческого воображения хватает на то, чтобы придумать, как обзавестись современными рабами, то его достанет и на то, чтобы представить спящую на кафельном полу в Париже (Женеве или другом городе) несовершеннолетнюю иностранку. А может, вы видели такую девушку у ваших соседей?

Кроме экспозиции на улицах Женевы, те же работы можно увидеть с 6 по 29 сентября в стенах галереи современной фотографии Imaginaid, расположенной по адресу: 28, rue de Grottes.

Оригинал публикации: Une exposition-photo sur l’esclavage domestique s’affiche à Genève
Источник: Голос России.

рабство, Общество, Швейцария, Мировые СМИ

Previous post Next post
Up