Авиаколлапс в Москве: форс-мажор или халатность? ("Обзор прессы")

Dec 29, 2010 21:57

  Фото: РИА Новости


Коллапс и хаос в московских аэропортах, возникшие не только в результате непогоды, но и из-за человеческого фактора, продолжают находиться в центре внимания всех основных СМИ. В заложниках ситуации оказались тысячи пассажиров, а адвокаты готовят многомиллионные иски к авиакомпаниям

Тысячи людей, планировавших провести новогодние праздники за пределами страны, опасаются, что их каникулы будут сорваны. Только за 28 декабря в аэропорту «Шереметьево» были отменены 32 рейса, стоявшие в расписании на вторник. Еще тяжелее ситуация в аэропорту «Домодедово». В связи с массовыми задержками рейсов президент Дмитрий Медведев поручил генпрокурору провести проверку работы Московского авиаузла, пишут «Известия»

Минтранс обратился к авиакомпаниям с просьбой о корректировке внутрироссийских рейсов. В частности, им рекомендовано отменить все рейсы на Санкт-Петербург. По мнению Игоря Левитина, в данной авральной ситуации, когда накопилось большое количество задержанных рейсов, на расстояния до полутора тысяч километров целесообразнее перевозить пассажиров по железной дороге. Дочерняя компания РЖД в период новогодних каникул уже назначила 400 дополнительных поездов. Пассажирам будут возвращены деньги и предоставлена возможность прямо в аэропорту купить билеты на поезда, сообщает «Российская газета».

«Они что думали, зима будет отменена?»

Министерство также выразило претензии к менеджменту аэропорта «Домодедово» и «Аэрофлота». Игорь Левитин пояснил, что задержки рейсов в «Шереметьево» и «Домодедово» произошли по разным причинам. Если в «Домодедово» проблемы возникли из-за отключения электроэнергии после ледяного дождя (система электронного билета из-за перебоев с электричеством также не действовала), то есть произошел форс-мажор, которого нельзя было предвидеть, то в «Шеремьетьево» коллапс случился из-за обледенения самолетов, а реагентов, которые «Аэрофлот» закупает в Германии, банально не оказалось в нужном объеме.

«Основные задержки связаны с увеличением времени на очистку самолетов ото льда. Самолет скребками не очистишь, - написал в своем блоге гендиректор ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево» Михаил Василенко. - Это сложная процедура, которая в обычном режиме эта процедура занимает 20 минут, сейчас - более полутора часов. При этом аэропортовая техника ведь тоже обледеневает и ее тоже нужно чистить».

«Ситуация с задержками, даже в гораздо более катастрофическом объеме, складывалась совсем недавно в европейских аэропортах. Ситуация же в московском узле вызывает тревогу и недоумение», - прокомментировал «Независимой газете» заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР, президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации» Олег Смирнов.

«Обледеневший самолет не имеет права взлетать ни при каких условиях. Даже иней на крыле лишает машину подъемной силы. Нужно очень серьезно наказать первых лиц авиакомпаний и аэропорта, которые допустили такую ситуацию... Не хватило также людей и оборудования. Это недоработка. Они что думали, что в этом году зима будет отменена?» - недоумевает эксперт.

В «Шереметьево» дерутся

В «Шереметьево» на первый взгляд тишь да благодать. Люди спят в переходах между терминалами, на клумбах. В терминале D лежат вообще вповалку. Число пассажиров "Аэрофлота", ожидавших своих рейсов, во вторник после полудня уменьшилось примерно в 2,5 раза. В ночь на вторник было более 10 тысяч, спустя сутки - не больше 5 тысяч. Но обстановка остается накаленной.

Больше всего застрявшие в аэропортах люди жалуются на отсутствие информации о собственной судьбе и нехватку внимания со стороны авиакомпаний, у которых они приобрели билеты. По словам пассажиров, к месту их приковала полная неразбериха. Взять хотя бы историю с рейсом на Стамбул. «Сперва на табло была информация, что вылетает в 12 часов дня, потом оказывается - в три, потом в пять, наконец в два ночи», - рассказывают пассажиры.

То есть вместо того чтобы поехать домой и выспаться, люди всю ночь гипнотизируют взглядом табло и мечутся между стойками регистрации. Из 99 стоек в терминале D реально работают не более десяти, да и то с перебоями, описывает ситуацию «Комсомольская правда».

«Часть стоек пустует, потому что наши сотрудницы просто боятся выходить к пассажирам, - говорит представитель «Аэрофлота». - Некоторых из них пассажиры ночью пытались избить». В числе пострадавших оказались даже женщины.

«То, что люди не могут выяснить, что происходит, - это безобразие высшей категории со стороны авиакомпаний. Тут виноваты и руководители, и их представители в аэропортах. Последние обязаны идти к разгневанным пассажирам и разговаривать с ними, помогать, чем могут. А они почему-то исчезают. Их нужно увольнять с соответствующими записями в трудовых книжках. Они бросают людей, которые заплатили деньги за билеты», - комментирует «Независимой газете» Олег Смирнов.

Кто виноват?

Кто заплатит пассажирам за предновогодний кошмар в московских аэропортах, вопрошает «Московский комсомолец»? Больше всего в этой ситуации поражает даже не беспомощность перед стихией, а наглость и трусость лиц, ответственных за перевозки пассажиров. И ссылки на аналогичные проблемы в Западной Европе едва ли уместны: там по крайней мере чтут законы - по мере сил обеспечивают жертв коллапса едой и питьем, дают необходимую информацию и, самое главное, компенсируют доставленные неудобства, пишет газета.

Однако информацию о том, что пассажиры в «Шереметьево» вышли из себя не в последнюю очередь из-за того, что ожидавшим негде перекусить, а цены даже на сникерсы и воду на территории аэропорта продавцы взвинтили до небес, работники аэропортов стараются опровергнуть. «Всем, кто зарегистрировался, но не вылетел, мы раздаем талоны на питание, привозим воду и ланч-боксы. Все бесплатно», - говорят они прессе.

«Между тем цены по-прежнему аэропортовские. Чашка кофе стоит 250 рублей, сырники - 200, салат - за 300. Как говорится, кому война, а кому - мать родна… У тех же, кто в аэропорту потратил все рубли (а кто из нас в поездках за границу берет с собой много наличных рублей?), оборотистые сограждане предлагают купить доллары. По 23 рубля.

Столь же равнодушны к чужим неприятностям и таксисты, которые «ломят» за дорогу до Москвы до 10 тысяч рублей. Сразу вспоминаются мартовские теракты в метро, после которых столичные бомбилы в несколько раз подняли таксу, вместо того чтобы возить обезумевших от страха людей бесплатно. Кажется, это и есть наша главная беда. И по сравнению с ней сбой в работе целого аэропорта - это такие мелочи жизни» - резюмирует «Московский комсомолец».

Компенсаций не будет?

По закону за обслуживание застрявших пассажиров отвечают авиакомпании. Во вторник по поручению Дмитрия Медведева транспортная прокуратура начала проверку в отношении авиакомпаний и аэропортов «Домодедово» и «Шереметьево».

«При проверке акцент будет делаться на соблюдение прав пассажиров, чтобы они были обеспечены едой, питьем, при длительных задержках вылета - гостиницами, комнатами матери и ребенка, камерами хранения, - пояснила «Известиям» старший помощник транспортного прокурора Москвы Руфина Невзорова. - Все эти пункты предусмотрены Федеральными авиационными правилами. Например, при задержке более чем на четыре часа пассажирам обязательно должно быть предоставлено горячее питание, при шестичасовой задержке и более - гостиницы. Все - за счет авиаперевозчика».

При этом кто станет разбираться с продавцами аэропортовских кафе и киосков, в которых шоколадки продавали по 500 рублей, а воду по 400, - неизвестно, отмечает газета. Сами же перевозчики пытаются убедить, что все нынешние проблемы пассажиров относятся к форс-мажору. То есть никаких компенсаций пассажирам не причитается.

Между тем адвокаты готовят консолидированный многомиллионный иск пострадавших в результате задержки вылетов из «Шереметьево» и «Домодедово» к авиакомпаниям и администрации аэропортов. В настоящее время они собирают в аэропортах от всех потерпевших фактические сведения о нарушениях законодательства. Как отмечают адвокаты, «сумма иска может быть беспрецедентной для России», сообщает «Коммерсантъ».

Источник: Голос России
___________________________

Разбор полётов ("Фонтанка.Ru", Санкт-Петербург)
Таксисты в аэропорту "Домодедово" подняли цены в 10 раз
Авиакомпании вызваны в Генпрокуратуру
ФАС накажет продавцов в аэропортах, завышающих цены во время коллапса
Тюрина: туроператоры не виноваты в плохой погоде

Минтранс РФ, аэропорт, Игорь Левитин, Домодедово, СМИ России, Обзоры прессы, Шереметьево, авиатранспортный коллапс, природные катаклизмы

Previous post Next post
Up