Фильмы не красят, а малюют… ("Новая неделя", Набережные Челны)

Dec 21, 2010 14:23

   © Фото: «КиноПоиск.ru»

Уходящий 2010 год продолжил дарить зрителям раскрашенные версии известных черно-белых кинофильмов. Старт этому процессу был дан еще весной 2009-го, когда киноманы увидели в цвете легендарные «Семнадцать мгновений весны» и «В бой идут одни старики»

В этом году на суд зрителей представили цветные версии фильмов «Волга-Волга», «Золушка», «Веселые ребята», «Подкидыш», а в конце ноября был выпущен диск с раскрашенным фильмом «Офицеры» 1971 года. На очереди - «Весна на Заречной улице» и «Берегись автомобиля». Эксперты «Новой недели» оценивают как состоявшиеся цветные «премьеры», так и делятся мнением о правильном развитии колоризации фильмов.


Это вандализм

- Думаю, раскрашивание фильмов - это в первую очередь бизнес-проект, желание телевидения заработать больше денег на рекламе, на шумихе, которая будет создаваться вокруг очередной такой картины, - уверен руководитель Ижевского киноклуба Андрей Смирнов. - Культурной же ценности подобного рода меро-приятия не представляют.

Скажу более - это вандализм: для меня раскраска фильма сродни тому, что я пришел в Русский музей и начал подкрашивать какие-то оригиналы картин, которые там висят. Фильм должен оставаться таким, каким его решили создать: если он черно-белый, то должен быть черно-белым. Если бы в 50-е или 60-е у режиссера была задача снять цветной фильм, он бы снял его в цвете.

Если бы компании останавливались только на раскраске - было бы полбеды, но ведь в ход идут ножницы, перемонтаж, изменение широты экрана. К примеру, раскрашивая «Семнадцать мгновений весны», «новаторы» уничтожили фильм, убрав прекрасные длинноты, считая, что они не современны. Теперь перед нами кино, которое не имеет никакого отношения к первоначальному замыслу.

В нашем кинематографе есть фильмы, которые, скорее, требуют цветокоррекции, нежели раскраски, потому что пленка советских времен была очень некачественной. Таким образом отреставрировали фильмы Тарковского, и они заиграли теми красками и оттенками, которые мы не видели на советской пленке, и это прекрасно.

Я бы сделал тот же черно-белый цвет более изысканным: с полутонами, глубоким черным и белым цветом, начал переводить фильмы в формат blu-ray, повышал бы разрешение изображения до HD. Если это будут делать, то у фильма действительно появится вторая жизнь. А нынешняя раскраска - всплеск исключительно попсового сознания.

Не трогайте «Берегись автомобиля»!

- Фильмы 30-х годов действительно могли быть сняты в цвете, но этого не позволяли технические возможности того времени, тогда почему бы их в наше время не «покрасить»? - размышляет московский кинокритик Александр Шпагин. - Но в «Подкидыше», «Веселых ребятах» и «Золушке» я вижу цвет детской неожиданности, и мне становится грустно. Техникам хочется раскрасить фильмы гламурно, но из-за того, что наша пленка была темной, получается плохо, в отличие от американских фильмов 30-х, которые были сняты на светлую пленку.

Почему фильм «Семнадцать мгновений весны» начали снимать черно-белым? Потому что кинематографисты старались сохранить дух 60-х, а ведь их заставляли делать фильмы цветными. Вспомните кино «Мама вышла замуж» с Ефремовым и Овчинниковой.

Цвет ему абсолютно не идет, потому что черно-белые тона придавали картине драматизм и смысл того, что все в жизни зависит от тебя. Но режиссер фильма сказал, что ему попросту навязали цвет, который очень мешал драматургии. Уверен, что «Мгновения» в цвете смотреть не будут, потому что эта идея провалилась - все выглядит плохо.

Но фильм «Офицеры» 1971 года, наверное, единственный случай, когда первая картина-блокбастер по глупости была сделана на черно-белой пленке. Этот фильм должен был стать вестником цветного, широкоэкранного, народного, но уже достаточно пустого, по сравнению с 60-ми, кинематографа. Поэтому «Офицерам» нынешняя раскраска не помешает, как возможно, еще двум-трем фильмам из 70-х.

Из фильмов 60-х же я ратовал бы за раскраску «Девчат» и «Неподдающихся» режиссера Чулюкина. Это достаточно простые картины, и не очень понятно, почему они сняты на черно-белую пленку, ведь все комедии снимались тогда уже в цвете.
Но я против раскрашивания «Весны на Заречной улице», ведь именно черно-белый цвет придает фильму лиризм и драматизм.

Вы заметили, что после реставрации фильмы «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» стали какими-то желтыми по цвету, и телеканалы до сих пор показывают старую версию. То же самое произошло с «Шерлоком Холмсом»: темный цвет придает фильму выразительность.

Хочу заметить, что существуют фильмы третьего порядка, которые могли бы иметь больший рейтинг на телевидении, если их раскрасят. Но если возьмутся за ленту «Берегись автомобиля» - это будет ужасно, потому что картина снималась черно-белой сознательно. В Голливуде еще в 80-х поняли, что многие черно-белые картины именно в таком виде любимы зрителями, и не трогают их.

Для войны цвет не нужен

- Техника идет вперед, и некоторые черно-белые картины будут более красочными, хотя большинство из них смотрятся только черно-белыми, - делится Владимир Краснопольский - режиссер, снявший фильмы «Вечный зов», «Тени исчезают в полдень», черно-белые ленты «Самый медленный поезд» и «Неподсуден».

- Я бы раскрасил наши черно-белые комедии, потому что цвет всегда игрив, а суровые фильмы оставил бы черно-белыми. Думаю, что нынешние мастера вполне способны подобрать для фильма такую краску, которая сделает его новым произведением. Это относится к фильмам 30-х годов, которые не видели два-три поколения наших зрителей.

Большую драматургическую функцию цвет должен сыграть и в сказках, которые снимались в 30-40-х. Что касается «Берегись автомобиля», то, как известно, все права на фильм принадлежат Эльдару Рязанову, и если он считает нужным раскраску картины, значит, он уверен, что она может смотреться в цвете.

Фильмы о войне, думаю, можно раскрашивать, но если это делать всеми цветами радуги, то они многое потеряют. Черно-белый цвет - это цвет сурового военного кино с грязью и копотью, голодом и холодом. «Семнадцать мгновений» - это все-таки фильм не о войне, а лубочная картинка, фильм-легенда, поэтому он может быть раскрашен.

«Офицеры» - история романтическая, и цвет на нее может лечь, но, к примеру, в правдивом и серьезном фильме «Живые и мертвые» Столпера краски не нужны.
Текст: Сергей Кочнев

Источник: Голос России
_______________________________
Подвиг отцов глазами детей ("Красноярский рабочий", Красноярск)
Люк Бессон: «Кино должно дарить людям радость!» ("Уральский рабочий", Екатеринбург)
Российское кино на перепутье ("Radio France Internationale", Франция)
Андрей Плахов - о русском кино в Карловых Варах ("Radio Praha", Чехия)

фильм, СМИ России, кино, Общество, кинематограф, Семнадцать мгновений весны, киноискусство

Previous post Next post
Up