© Flickr.com/jp1958/cc-by-nc-sa 3.0
30 октября 2010 года на территории России вступило в силу постановление правительства Nо 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях», обязывающее импортеров и производителей аудио- и видеотехники выплачивать особый компенсационный сбор в пользу авторов и исполнителей указанных произведений.
- И пожертвуйте один кадам еврейскому Богу, которому принадлежал Ковчег. «Индиана Джонс и искатели потерянного Ковчега» (Кадам - старинная единица измерения)
Постановление утверждает размер и порядок взимания средств, а также устанавливает перечень оборудования, с которого эти средства будут уплачиваться. Авторские права определены в размере одного процента от цены реализации или таможенной стоимости товара. Перечень оборудования включает в себя практически всю известную бытовую электронику: от компьютеров и телевизоров до телефонов и чистых компакт-дисков.
Сбором средств будет заниматься специально аккредитованная Росохранкультурой организация - Российский союз правообладателей во главе с небезызвестным режиссером и общественным деятелем Никитой Михалковым.
В состав совета организации, учрежденной в прошлом году «по инициативе ряда деятелей культуры и искусств и при поддержке Союза кинематографистов РФ, Российского авторского общества (РАО) и Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС)», входят авторы и правообладатели из разных сфер деятельности: Николай Расторгуев, Владимир Пресняков-старший, Сергей Безруков, Ирина Мирошниченко и другие.
Никита Михалков уже давно и последовательно шел к осуществлению идеи взимания сборов с производителей и поставщиков мультимедийной техники. Возможность собирать вознаграждение по авторским и смежным правам предусматривается четвертой частью Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу в 2008 году.
Никита Михалков взял это на заметку и соответствующим образом выстроил свои планы. На последнем отрезке дистанции он обошел в жесткой конкурентной борьбе Российское общество по смежным правам (РОСП) Ахмеда Тагибова, которое формально было назначено в качестве уполномоченной по сбору денег в пользу правообладателей организации еще в 1995 году. Но, в конце концов, он ведь знаменитый на весь мир кинорежиссер и общественный деятель.
Сама организация наделяется достаточно широкими полномочиями по контролю и учету декларантов и собираемых средств, очень напоминающими полномочия обычной налоговой службы, несмотря на призывы представителей РСП не расценивать новый сбор в качестве налога, пусть даже и косвенного. Сведения о ввезенной в Россию технике РСП будет получать с таможни.
По оценке самих правообладателей, сумма сборов может составить около 100 млн. долларов в год. На собственную деятельность РСП собирается расходовать 15 % от общей суммы. Остальные 85 % планируется распределять следующим образом: 40 % - авторам музыки и кино, 30 % - исполнителям, 30 % - изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.
Размеры предполагаемого вознаграждения конкретному автору или исполнителю будут определяться в соответствии со «статистической информацией о фактическом использовании». Все будет зависеть «от степени популярности музыканта в период, по которому идет распределение средств». Источниками такой информации, предположительно, послужат данные из розничных сетей, кинотеатров, дискотек, радио и т. д.
По словам официальных представителей, Российский союз правообладателей представляет интересы десятков тысяч российских и сотен тысяч зарубежных правообладателей, которые «с большим нетерпением ожидали введения такой нормы и реализации существующих в законодательстве положений». Большинство людей на самом деле были бы не против, если бы их средства помогли развитию российской культуры. На самом деле кассовые фильмы и растиражированные певцы меньше всего нуждаются в подобной поддержке.
Вот если бы заслуженно популярный артист смог бы при поддержке этих средств достойно встретить старость. Или молодой талантливый музыкант смог бы на эти деньги выпустить свой первый альбом. Немногие верят в то, что собранные средства действительно пойдут по их логическому предназначению. Впрочем, пока ведущие зарубежные музыканты затаили дыхание в ожидании готовых обрушиться на них денежных потоков, некоторые новосибирские музыканты согласились прокомментировать новые инициативы. Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов Мост»:
- Все пойдет руководству и чиновникам, которые не берут взяток. «Калинов Мост» на получение каких-то сумм не рассчитывает никогда.
Сергей «Борода» Писаревский, вокалист и гитарист группы «Женщина с Бородой»:
- Никакой пользы это не принесет. Никому, включая ту группу лиц, для обогащения которой все это сделано. Есть уже РАО и прочие, получающие авторские отчисления, в том числе причитающиеся нам.
Сбор денег за проданные диски с нашими песнями и за песни, звучащие по ТВ, производится ими автоматически и по умолчанию. При этом все сделано так, чтобы максимально усложнить авторам процесс получения своих копеек. Не надо защищать мои авторские права: их никто не ущемляет, кроме «защитников». Принятие постановления должно, кроме всего прочего, приблизить Россию к тому уровню охраны авторских прав, который существует в США и Европе, что якобы является одной из предпосылок вступления России в ВТО.
Подобный налог и в самом деле существует во многих странах. И хотя там он не поражает такой безапелляционной всеохватностью, как в России, сама борьба за деньги потребителей ведется давно. Например, в США действительно собирают 2 % со звукозаписывающей аппаратуры и 3 % с дисков, помеченных «для музыки». Но в то же время с дисков, предназначенных для компьютера, и с прочей компьютерной периферии налог не собирается.
В Бельгии налог также охватывает звукозаписывающее оборудование, но при этом зависит от его вместимости. В Канаде и Нидерландах налогом облагаются только оптические носители, а в Австралии налог был практически сразу отменен по решению суда. И у нас, и в остальном «цивилизованном» мире индустрия развлечений производит огромное количество продукта, не представляющего собой никакой реальной культурной ценности.
Но так или иначе весь этот хлам тоже нужно продать, и постараться при этом заработать на нем как можно больше - деньги, как давно известно, не пахнут. Однако принимаемые законы не дают ответа на вопрос: кто все-таки заплатит потребителю за плохие фильмы и музыку?
-…Трибунал постановил, что не только земля, но и воздух в деревне является собственностью графинь Вишен, и поэтому все, кто дышит, должны платить деньги за аренду воздуха. Раз в месяц кавалер Помидор обходил деревенские дома и заставлял крестьян глубоко дышать в его присутствии. По очереди он измерял у них объем груди после вдоха и выдоха, затем производил подсчет и устанавливал, какая сумма причитается с каждого потребителя воздуха. (Джанни Родари «Приключения Чиполлино»)
Проблема закономерности подобного взимания средств является актуальным вопросом во всех использующих такую практику странах. В России эта тема стала одной из главных на страницах Рунета, вызвав оживленную дискуссию с резко обозначенной негативной направленностью. У многих вызывает неприятие то, что механизм действия сбора основан на презумпции виновности. Другими словами, изначально предполагается, что каждый потенциальный покупатель электроники рано или поздно примется нелегально копировать и распространять аудиовизуальные файлы.
В Рунете набирает популярность акция «30 копеек для Никиты Михалкова»: блоггеры призывают отправлять Никите Михалкову диск, подписанный «1 % для Никиты», на который записан легальный контент и шесть монет по 5 копеек. Отправлять бандероль предлагается на официальный адрес РСП. Так называемая «Пиратская партия России» - неофициальное объединение граждан, выступающих за свободу распространения информации - выступила с рядом заявлений, призвав Конституционный суд РФ произвести проверку постановления и его положений на предмет соответствия Конституции Российской Федерации.
Инициативу пиратов поддержала также группа депутатов Государственной думы. Другой спорный момент связан с тем, что вряд ли производители и поставщики техники всю возросшую финансовую нагрузку возьмут на себя, а не переложат ее на плечи потребителей. Участники рынка восприняли новое постановление достаточно пассивно и сдержанно, явного одобрения никто из них не высказывает.
Насчет того, насколько эффективно будут выполняться положения постановления, единого мнения не существует, но большинство из них сходится во мнении, что произойдет повышение цен на электронику. Сергей Которов, коммерческий директор компании «ТехноСити», считает, что цена по цепочке, начиная с импортеров, просто дойдет до конечных продавцов, и в итоге потребитель просто будет оплачивать этот налог, как и большинство вводимых в стране налогов.
Корр.: Будет ли для потребителя заметным увеличение цены?
СК: На товарах мелких и в силу своих особенностей высокомаржинальных, таких как диски или флешки, покупатель, может быть, увеличения цены и не заметит. Но на крупной технике, где маржа очень низкая, один процент - это уже много.
Корр.: Но будет ли увеличение цены пропорционально этому одному проценту?
СК: Тут с уверенностью сказать сложно, потому что российский рынок электроники очень быстро меняется в силу своей зависимости от курса валют. Возможно, за колебаниями доллара надбавка будет незаметна.
Корр.: Все ли будут платить?
СК: Есть огромный серый рынок - об этом все прекрасно знают. Там не платятся и гораздо более колоссальные налоги, поэтому об этом маленьком налоге в отношении потока серой продукции можно вообще не говорить.
Корр.: Значит, цены вырастут только на качественную технику?
СК: Все люди, которые зарабатывают на каких-то нелегальных вещах, очень четко следят за рынком и лишнюю прибыль никому не отдадут. Есть цены на официальную «белую» технику, легально ввезенную в страну, с которой заплачены все полагающиеся акцизы и налоги, а есть серые импортеры, которые тот же самый товар из-за того, что они не платят каких-то там положенных платежей, продают дешевле. Их цены всегда ниже. И они приподнимут цены пропорционально. Я не думаю, что они отдадут эти деньги: дельта останется прежняя.
В Древней Руси существовал специальный налог на дым из трубы. Или плати, или топи по-черному. Топили по-черному. Не стоит думать, что новый побор освобождает от ответственности за нелегальное скачивание файлов. Борьбу с пиратством решено не только продолжить, но и усилить за счет операторов связи и интернет-провайдеров: «правообладатели» полагают, что те должны платить причитающееся авторам вознаграждение, поскольку предоставляемые услуги доступа в интернет позволяют пользователям копировать и передавать файлы.
Если соответствующие поправки будут узаконены, компании могут лишиться до 2 % своей выручки, которые с неизбежностью будут компенсироваться повышением тарифов на услуги связи. Одновременно ведется борьба с бесплатными электронными библиотеками, предоставляющими свободный доступ к произведениям настоящей литературы.
Нелишне напомнить, что именно Никита Михалков вместе с гендиректором Первого канала Константином Эрнстом и другими руководителями от культуры весной этого года обратились с письмом к президенту, в котором потребовали не допустить принятия Госдумой закона, позволяющего библиотекам свободно оцифровывать и размещать в интернете книги.
Законопроект, инициированный, в том числе президентом Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским и гендиректором Российской государственной библиотеки Александром Вислым, предлагал ввести в Гражданский кодекс РФ понятие «свободная безотзывная лицензия». Это позволило бы всем желающим бесплатно распространять те или иные произведения.
Не все одобряют такие прыжки в сферы свободного информационного общества. А некоторые идут дальше, требуя установить границы распространения знаний и выстроить забор вокруг культурного наследия человечества. То, что может показаться на первый взгляд справедливой и юридически оправданной попыткой защиты авторских прав, может иметь кумулятивный эффект и далеко идущие последствия.
Что бы ни думали об этом озабоченные получением сверхприбылей, так называемые правообладатели, лишение населения доступа к действительно ценным вещам, повышающим уровень развития человека и общества, недопустимо.
Текст: Евгений Загвоздин
Источник:
Голос России________________________________
Страсти по консерватизму ("
Коммуна",
Воронеж)
Правда, соединенная с правом ("
Санкт-Петербургские ведомости",
Санкт-Петербург)
Манифест покорности ("
Санкт-Петербургские ведомости",
Санкт-Петербург)
«Мы» - это Никита Сергеевич? ("
Невское время",
Санкт-Петербург)