© Flickr.com/Alexodus/cc-by-nc
«Просто скажи «нет»» - так гласил сформулированный женой президента Нэнси Рейган лозунг рекламной компании, проводящейся в рамках «войны с наркотиками» [широкомасштабной программы администрации США по борьбе с распространением наркотиков в 1980-х годах].
Между тем, 2 ноября штат Калифорния имеет возможность сказать «да», хотя бы в отношении одной марихуаны. Будучи принятым, закон № 19 [законопроект о контроле и налогообложении в области оборота марихуаны, выносимый на референдум] легализует производство, продажу и употребление наркотика из конопли, отменив неэффективный и вредный в социальном плане запрет на вещество, которое угрожает здоровью людей меньше, чем алкоголь или табак. «Золотой штат» должен проголосовать за легализацию марихуаны.
Сторонники запрещения наркотических веществ выдвигают два аргумента - запреты, во-первых, приводят к сокращению потребления наркотиков, а, во-вторых - снижают число связанных с ними социальных проблем, например, насилия. Между тем, ни один из этих аргументов не является убедительным. Например, введение «сухого закона» в США очень незначительно сократило потребление алкоголя. В рамках «войны с наркотиками» власти вряд ли добились больших успехов. Америка не одинока в этом плане - во всем мире не прослеживается устойчивой связи между рвением, с которым власти преследуют наркоманов, и уровнем потребления среди граждан этих стран.
Запреты мало влияют на уровень потребления, однако сильно сказываются на жизни общества в целом. Действие запретительных норм не является одинаковым для всех социальных групп. От них страдают в основном беднейшие слои населения и расовые меньшинства. Молодые афроамериканцы в Калифорнии курят меньше «травки», чем их белые сверстники, но вероятность того, что их арестуют за хранение наркотиков, гораздо выше. Вот такие «равные возможности». Что касается «черного рынка», там чистоту наркотического вещества невозможно контролировать, поэтому очень высоки шансы умереть от передозировки.
Во-вторых, запреты скорее способствуют распространению насилия, чем останавливают его. Большинство, преступлений, связанных с наркотиками, совершается в результате «войн за сферы влияния» между различными группами, а отнюдь не наркоманами, которые идут на мелкие правонарушения, чтобы добыть средства на свою пагубную привычку. Торговцы зельем не могут обращаться в суды для разрешения споров, поэтому они берутся за оружие вместо того, чтобы нанять адвоката. Настоящая кровопролитная война, которая идет в Мексике между властями и наркоторговцами - причем гангстеры подчас вооружены лучше, чем государственные структуры - уже унесла 28 тыс. жизней с 2006 года. Повышение цен в результате введения запретительных норм позволяет наркобаронам получать огромные прибыли. Контрабандный ввоз марихуаны из Мексики в США повышает стоимость килограмма «травки» с $80 до $2000.
Некоторые страны пошли по пути «декриминализации», т.е. законодательные нормы разрешают хранение, но наказывают за производство. Каналы поставок остаются в руках преступников. Приняв законопроект на референдуме, Калифорния способна пойти еще дальше, создав в перспективе полностью легальный рынок марихуаны. Это вещество не вызывает такого привыкания и не наносит такого вреда здоровью, как «тяжелые» наркотики. Его легализация снизит уровень преступности и доходы теневых структур. Конечно, потеря доходов от продажи марихуаны не станет фатальной для картелей, извлекающих прибыли от торговли другими наркотиками, однако это будет все же весьма чувствительный удар.
Кроме этого, высвободятся средства, которые сегодня власти тратят на преследование и арест людей, употребляющих наркотики. Более того, легализовав и обложив налогом оборот марихуаны, Калифорния может значительно повысить свои доходы. Сторонники легализации оценивают потенциальную выгоду от такого подхода в размере $1,3 млрд. в год. Для штата, находящегося на грани банкротства, это серьезная сумма.
Конечно, легализация марихуаны может повысить уровень ее потребления. Однако это повышение вряд ли будет значительным, ведь жители штата и сейчас могут достать вещество, все лишь «вооружившись» медицинским рецептом. В Португалии, которая выбрала путь декриминализации в 2000 году, потребление зелья осталось практически на том же уровне.
Некоторые опасаются, что легализация так называемого «стартового» наркотика будет способствовать росту потребления более вредных веществ. Между тем, процентная доля потребителей марихуаны в общем числе наркоманов крайне мала. Сделав «травку» дешевой, безопасной и доступной, власти, возможно, даже заставят кое-кого отказаться от «тяжелых» наркотиков.
На самом деле, легализация выгодна с точки зрения здравоохранения. Например, в Португалии смертность от употребления наркотиков упала после декриминализации. Если убрать угрозу ареста, потребители охотнее пойдут на лечение. Кроме этого, легальные каналы поставок позволят ввести контроль качества, хотя данное преимущество и не имеет такого значения, как в случае с «тяжелыми» наркотиками, ведь даже в больших дозах марихуана редко вызывает смертельный исход. Тем не менее, правильным было бы считать, что употребление наркотиков относится к области здравоохранения, а не является правонарушением. Наркоманы наносят себе гораздо больший вред, чем другим людям.
Как бы ни проголосовали жители Калифорнии, марихуана все равно останется под запретом на территории США, а законопроект № 19 не сможет искоренить все социальные недуги, связанные с употреблением наркотиков. Однако принятие закона положит начало отказу от пагубной политики, которая только обостряет проблемы. В случае успеха такой подход можно будет со временем применить и к другим наркотикам. Так что настало время сказать «да».
Оригинал публикации:
High time to legalise marijuana
Источник:
Голос России.
_____________________________________________________
Конопля в Чехии: можно купить и только смотреть глазками (" Radio Praha", Чехия)
Это правильный путь. Но нужно убедить и Пентагон (" La Stampa", Италия)
Бизнес на марихуане(" Postimees ", Эстония)
Разорвать связь между наркотиками и терроризмом (" The Washington Times", США)