Фото: РИА Новости
Жарким воскресным вечером в порту Одессы на юге Украины останавливается машина. Ее облепляет около тридцати девушек, позирующих в свете фар.
Стекло водительской двери опускается, и сутенерша, которую девушки почти любя называют "мамочкой", просунув голову внутрь, обговаривает цену. Через минуту две девушки запрыгивают в машину, а остальные продолжают болтать и покуривать свои сигареты. Бизнес идет бойко, но девушкам, по-видимому, скучно. Для них это фактически работа вхолостую.
"Вот в Эмиратах, Дубае или Анталье - это я понимаю, - говорит худая как щепка 19-летняя Маша, чуть покачиваясь на своих каблуках. - Вы меня поймите правильно: никто нас не хватает за волосы и не тащит на корабль". Она указывает на выход из гавани: "Для многих из нас это как ворота на свободу" - говорит она. "Да, как Статуя Свободы", - добавляет другая девушка, и все громко смеются.
Менее чем через десять лет после распада Советского Союза Одесса стала узлом международной секс-торговли. Условия были почти идеальными. Оживленный черноморский порт стал естественными воротами в Западную Европу и арабские государства для беднейших районов Украины, Румынии и Молдавии. Здесь царила организованная преступность, нищая одесская милиция славилась своей коррумпированностью, а семь десятилетий жизни за "железным занавесом" создали целое поколение девушек-провинциалок, ничего не знающих о внешнем мире, но страстно желающих воспользоваться открывающимися в нем возможностями.
Но проституткам, проходящим через Одессу сегодня, чужды наивные мечты их предшественниц из девяностых. За последние несколько лет секс-торговля через Одессу приобрела более будничный характер, и пресечь ее стало гораздо труднее. "Журналисты, приезжая сюда, всегда желают видеть жертвы, - говорит Ольга Костюк, заместитель председателя благотворительного фонда "Вера. Надежда. Любовь", помогающего работницам одесской секс-индустрии. - Они хотят видеть мужчин, сутенеров, тех, кто всем этим заправляет. Но сейчас все не так просто".
С одной стороны, в этом городе с миллионным населением осталось не так много сутенеров - по крайней мере, мужчин, которые в прежние годы занимались самыми жуткими видами секс-торговли. Еще в 2006 году основным способом рекрутирования была рассылка по окрестным селам агентов, которые заманивали девушек в порт ложными посулами работы за рубежом - танцовщицей в Париже или официанткой в Дубае - а затем принуждали их к проституции. Но большинство этих современных работорговцев ушло с рынка - сегодня очень немногие проститутки, проходящие через Одессу, оказались в профессии, будучи обманутыми. "Сегодня типичная ситуация такова, что опытная девушка прилетает из Турции, вся в золоте, бриллиантах и мехах, и возвращается в родное село, - говорит психолог Светлана Чернолуцкая, уже много лет консультирующая одесских проституток. - Она находит девушек, оказавшихся в трудном положении, и рассказывает, сколько денег можно заработать, торгуя своим телом в другой стране".
Бедность и общая безнадежность во многих селах Восточной Украины, Молдавии и Румынии сегодня - особенно после финансового кризиса - столь велики, что перспектива работы проституткой за рубежом служит достаточным основанием для огромного большинства этих женщин поехать туда добровольно. Вместе с мамочками они отправляются на зарубежные курорты или в большие города Западной Европы, где многочисленных работниц секс-индустрии из бывшего Советского Союза давно прозвали Наташами. Девушки работают на улицах или в гостиницах до тех пор, пока их не депортируют или не охватит тоска по дому. После нескольких недель отпуска в Одессе или том месте, которое они называют своей родиной, они вновь принимаются за работу. Цикл кончается тогда, когда они зарабатывают достаточно денег, чтобы уйти из профессии, или - что случается чаще - когда они становятся слишком стары для нее, лет в 26.
Принуждение женщин к проституции - это по-прежнему глобальная трагедия (хотя статистические данные разнятся, наблюдатели от ООН и США согласны в том, что число жертв составляет сотни тысяч каждый год). Но те сотрудники благотворительных организаций и проститутки, у которых наш журнал взял интервью в Одессе, утверждают, что секс-торговля через одесский порт перестает быть индустрией, которая держится на страхе, и становится добровольным делом, хотя на него решаются от отчаяния. Многие считают, что это потому, что практика принуждения женщин к проституции привлекала слишком много внимания милиции и СМИ. Но большинство из них уверены, что все объясняется банальным цинизмом. Даже в самых глухих местах Восточной Европы почти не осталось девушек с иллюзиями о возможностях на Западе - о настоящей Статуе Свободы - "поэтому они берут то, что могут получить", говорит Наталья Савицкая, консультант фонда "Вера. Надежда. Любовь".
Какими бы ни были причины этой эволюции одесской секс-торговли, она ставит новые вызовы перед людьми, пытающимися обуздать ее. Официально количество живого товара, проходящего через город, сократилось более чем вдвое после пиковой отметки, достигнутой в 2006 году. Но не потому, что его действительно стало меньше, говорит Костюк. "Девушки считают себя жертвами судьбы, но не обмана, поэтому не просят о помощи". Соответственно, отследить их практически невозможно.
В прошлом году фонд Костюк начал применять новый подход: вместо того, чтобы отыскивать секс-рабынь, которые в прежние годы спускались с кораблей в порту, потрепанные и потерянные, "Вера. Надежда. Любовь" пытается теперь оказать помощь наркоманкам и девушкам, бежавшим из дома, которые рискуют стать проститутками. Однако, говорит Костюк "торговля людьми не идет на снижение, потому что чем интенсивнее мы работаем над тем, чтобы их остановить, тем лучше они, по-видимому, адаптируются".
Усилия по обузданию одесской секс-торговли еще более осложняются полуофициальными отношениями между сутенершами и местными правоохранительными органами. За вареными раками - традиционным одесским блюдом - подполковник управления внутренних дел признался
TIME, что милиционеры за ежемесячную мзду обеспечивают мамочкам безопасность. "Это большая кормушка для многих офицеров - все хорошо организовано, как в учреждении", - говорит он. Словно подтверждая его слова, две милицейские машины медленно проезжают мимо группы девушек, стоящих в порту, но не останавливаются. Похоже, что до тех пор, пока правительства не предложат этим девушкам что-то помимо нищеты, коррупции и разочарования, Наташи будут оставаться одним из фирменных товаров Одессы.
Саймон Шустер (Simon Shuster), "
Источник:
Голос России.
_____________________________________________________
Чехия готовится легализовать древнейшую профессию ("Radio Praha ",Чехия)
Возвращение публичных домов во Франции ("Radio France Internationale",Франция)
Секс на продажу из Восточной Европы ("Deutsche Welle",Германия)
Путана, путана... ночная бабочка, которой нет ("Республика молодая",Саранск)