Авгиевы конюшни Большого

Oct 02, 2010 18:38




Фото: РИА Новости

Открытие легендарного театра, символа российского государства, закрытого на реконструкцию в 2005 году, должно состояться в 2011. Если снова не отложится...

14 сентября Дмитрий Медведев праздновал свой 45 день рождения. Как обычно, министры, мэры и различные руководители направляли ему свои поздравления. В прессе же было опубликовано только поздравление Анатолия Иксанова, директора Большого театра. Большой, как и музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге, подчиняется напрямую правительству. «Законопроект, рассматриваемый в настоящее время в Госдуме, предусматривает даже его переход в прямое подчинение президенту», - поясняет Анатолий Иксанов, который многого ждет от этой перемены. В своем поздравлении глава Большого, уроженец Санкт-Петербурга, как и Путин и Медведев, благодарил последнего за интерес к скорейшему открытию театра, закрытого на реконструкцию пять лет назад.

Расположенный неподалеку от Красной площади Большой театр превратился в нескончаемую стройку. Работы, начатые в сентябре 2004 года, должны были завершиться к январю 2008. Затем открытие перенесли на 2009. Увы! Состояние здания преподносило один неприятный сюрприз за другим, возникали проблемы с выбором подрядчика, процветала коррупция, управление процессом шло крайне медленно. Четыре десятка проектов сменили друг друга, но ни один не был доведен до конца. В мае 2009 года Дмитрий Медведев, решив положить этому конец, взял стройку под свой личный контроль, отстранив министерство культуры от руководства проектом. Он пообещал, что здание откроется в октябре 2011 года спектаклями «Спящая красавица» (Владимир Путин обожает балет) и «Руслан и Людмила» в постановке Чернякова, смутьяна московской сцены, который ради такого случая обещался вести себя хорошо («Дон Жуан» с мотивами инцеста, показанный на последнем фестивале в Экс-ан-Провансе, - его рук дело).

У изголовья «Больного» Медведев собрал консилиум с участием основных министров своего правительства и мэра Москвы. Имя преемника Лужкова, «отрешенного от должности в связи с утратой доверия», еще не названо. Он также попросил 38-летнего Зиявудина Магомедова, нефтяного магната и председателя попечительского совета театра, руководить строительными работами, осуществляемыми холдингом «Сумма Капитал». Ему же предстояло выделить часть суммы на реконструкцию. «С июля 2009 года по 2011, когда здание будет открыто, на стройку будет потрачено 9 миллиардов рублей (223 млн. евро). Но подсчитать, сколько было потрачено с 2004 по 2009 год, невозможно», - говорит представитель «Суммы» Михаил Сидоров.

После того как президент придал этому процессу ускорение, на стройке круглосуточно работает 3 000 человек, в том числе 1 000 мастеров-реставраторов, занимающихся отделкой интерьеров с использованием технологии 1854 года. «Дата реконструкции сгоревшего в 1853 г. театра Альбером Кавосом - отправная точка для реставраторов, - рассказывает Анатолий Иксанов. - Так, занавес был соткан с тем же количеством позолоченных нитей, с тем же числом складок, той же ширины, что и тогдашний, но мы заменили советскую символику - серп, молот и аббревиатуру «СССР» - символикой России: двуглавым орлом и словом «Россия». Большой также был приведен в соответствие с техническими и акустическими нормами оперных театров XXI века с помощью немецких специалистов Bosch Rexroth и Muller-BBM.

Большой растет вглубь под Театральную площадь. К его 30 366 кв.м. добавятся еще 42 454 кв.м. Внизу, на глубине шести этажей, будут сменять друг друга две сцены. Одна, предназначенная для балета, - с наклонным полом со специальным покрытием; другая - для музыкальных спектаклей, рассчитанная на то, чтобы выдерживать вес декораций, и с ровным полом, чтобы эти декорации можно было по нему перемещать. Оборудован также подземный концертный зал на 300 мест. Такое завоевание подземного пространства - своего рода технический подвиг: самый большой театр России - колосс на глиняных ногах, его фундамент неустойчив. Кавос построил его на речке Неглинная, которая течет под землей. Учитывая влажность почвы, архитектор сделал фундамент из кирпичей и дубовых бревен: в воде дуб твердеет и становится прочным, как железо.

Но в 1890 году руководство Москвы заключило Неглинную в новый коллектор. Почва высохла и стала рыхлой, и дуб начал портиться. «С 1895 года, - напоминает Михаил Сидоров, - стали случаться провалы грунта, и здание стало терять равновесие. Началась история ремонта Большого». В течение 110 лет, пытаясь спасти театр, фундамент укрепляли каждые 5-10 лет; в годы перестройки ЮНЕСКО объявила, что зданию грозит разрушение. Увы, в стенах образовались 30-сантиметровые трещины. Их заделывали, повреждая росписи, падавшие на пол с кусками штукатурки.

Нужно было переделывать фундамент, то есть закрывать театр. Но как закроешь такой театр? «В Большом из 2 150 сотрудников 850 артистов, включая музыкантов оркестра и хора, певцов и танцоров, - напоминает Анатолий Иксанов. - Артисты, когда они не на сцене, начинают готовить мятеж». Путин принял соответствующее решение в 2000 г. Новый зал на 800 мест, позолоченный разноцветный муляж, был спешно построен в двух шагах от Большого. Великий театр, витрина власти, не должен отдаляться от Кремля.

В 2005 году, в начале работ, под театр, на глубину 16-26 метров, вбили 7000 вертикальных металлических свай, чтобы приподнять его, убрать испорченный фундамент, построить в земле новые стены, заглубив их на 24 метра, и установить арматуру, на которую будут вылиты тонны бетона для нового фундамента. Толчок, данный Медведевым, позволит закончить эту фазу подземных работ через четыре года после ее начала.

На поверхности идет работа по отделке и налаживанию акустики. Кавос не скупился на барочных купидонов, античные колонны и византийские медальоны, но строительство театра велось в спешке, за полтора года, чтобы успеть к коронации Александра II. Советская эпоха быстро расправилась с изысканным декором. Ленин с удовольствием снес бы Большой, символ буржуазного искусства; своим спасением театр обязан своим размерам: в Москве больше не было подходящего зала, способного вместить политические собрания большевиков. Поэтому именно в Большом проходили важные заседания партии, вплоть до постройки по приказу Хрущева в 1959 году Дворца съездов, уродливой бородавки на теле Кремля. Парадоксальным образом, именно в Большом нашли приют тридцать крупнейших колоколов с московских церквей, приговоренных к молчанию; они звонили в «Борисе Годунове».

Хрупкий декор

В отличие от Ленина, Сталин обожал Большой. Он сначала привел туда, а затем запретил Шостаковича и Прокофьева, оборудовал для него четырехэтажную поликлинику, которая до сих пор работает, выделил артистам служебные квартиры и был его постоянным зрителем, обустроив для себя небольшую бронированную ложу. Но работы по модернизации, проводившиеся с 1930-х годов, велись без оглядки на акустику. Проводя электричество, устанавливая вентиляцию, противопожарные системы, ставя новые кресла или просто укрепляя здание, этот зал, построенный по принципу скрипки, с паркетом на полу и пустыми пространствами между слоями дерева в потолке и под оркестровой ямой (для получения идеального звука), заполнили кирпичом и бетоном. В хрупком декоре зала все было сделано из гипса или позолоченного папье-маше, чтобы не нарушить акустики, а серп и молот, заменившие императорских орлов, были из цемента.

Сегодня технологии 1856 года снова в цене: в декорации зала используется 900 кв.м. папье-маше без химических добавок, позолота накладывается на барельефы после того, как их смажут выдержанной 40 дней смесью с добавлением каолина и яичного белка, затем их тщательно полируют для достижения блеска, который, как на иконах, должен сохраняться на протяжении 250 лет. Фирма Villeroy & Boch нашла плиты, первоначально использовавшиеся для покрытия пола. Был восстановлен цвет первоначальной клеевой краски, скрывавшийся под позднейшими ее слоями.

Остается завершить последнюю битву: дирижерскую. Валерий Гергиев, руководитель Мариинского театра в Санкт-Петербурге, хорошо бы себя чувствовал и за дирижерским пультом Большого. У него тоже есть связи в Петербурге. «Это великий дирижер, но нельзя руководить двумя театрами сразу. Здесь нужен кто-то, кто постоянно работал бы с музыкантами», - говорит Анатолий Иксанов, который предпочел назначить на этот пост Василия Синайского, также петербуржца, который, как и Гергиев, учился в Ленинградской консерватории у легендарного Ильи Мусина.

Источник: Голос России.
_____________________________________________________
Большой театр открыл боковые фасады
Фасад Большого театра откроют взору москвичей ко Дню города
Обновленное великолепие Большого: первые концерты пройдут до официального открытия
Реконструкция Большого театра вышла на финишную прямую
На реставрацию Большого готовят 13 миллионов кусочков золота

реставрация, Общество, Большой театр, Москва, Мировые СМИ

Previous post Next post
Up