В том, что кинопроцесс в России идет, несмотря на неразбериху с творческими союзами, зрители могут убедиться на фестивале "Московская премьера"Свой профессиональный праздник - День российского кино 27 августа кинематографисты отмечают в состоянии некоторой неразберихи. Пока так и не понятно, будет ли в России
два киносоюза, или останется один, который, как говорит его руководитель Никита Михалков, постепенно превращается в организацию по социальному обеспечению пожилых кинематографистов.
Финансирование киноиндустрии тоже вызывает у профессионалов много нареканий. Им хотелось бы, чтобы государственные средства, сосредоточенные в Фонде социальной поддержки кино, доходили до гораздо большего числа творцов. Еще одна печальная тема - прокат российского кино, вернее, его почти полное отсутствие.
Но, между тем, кино в России снимается - и совсем неплохое кино. Зрители могут убедиться в этом на фестивале «Московская премьера», который по традиции открывается в столице в День российского кино и будет проходить по 5 сентября. В его программе - 99 фильмов.
Известный кинокритик Ирина Павлова сегодняшние ленты охарактеризовала так: «Каждая картина - о том, что в жизни человека происходят перемены, подчас катастрофические, и в связи с этим он сам меняется.
Это, я считаю, заказ общества, у него есть потребность в переменах. Художник - самый чуткий инструмент общества - обязательно это ощущает. Значит, мы живем в состоянии жажды перемен или страха перемен. И то, и другое - вещи не взаимоисключающие».
Под этот тезис попадают практически все фильмы фестиваля «Московская премьера». Например, картина «На ощупь» Юрия Грымова - фигуры, в некотором роде, маргинальной. Режиссер прослеживает судьбу слепого молодого человека, который к 20-ти годам прозревает.
«Для меня, - заметил Грымов в интервью
«Голосу России», - всегда была большая разница между словами «смотреть» и «видеть». Этот фильм - о человеке, который действительно видит».
«Только авторский взгляд на проблему может возродить русское кино, которое всегда было. Никогда в России «фастфудовое» кино не приживалось. Только индивидуальный взгляд человека может сохранить национальное кино», - продолжил Юрий Грымов.
Кстати, в последнее время как-то стало забываться, что российское кино многонационально. Но похоже, что у кинематографистов вновь "проклевывается" - пока еще очень робко - интерес к жизни разных народов, которые населяют страну.
«Между тем, эта малоизвестная информация интересна даже зарубежным зрителям», - уверяет режиссер Иван Соловов, который представляет на фестивале картину «Старшая жена» - о семейных традициях калмыцкого аула. Республика Калмыкия - это единственная территория буддизма на пространстве Европы.
«Мне кажется, что впервые в современном российском кино показывается жизнь одной из наших республик, которую мы обычно забываем - Калмыкии. Хотелось еще раз напомнить, что мы - большая многонациональная страна. Всего лишь в тысяче километров от Москвы находится столица Калмыкии Элиста. Там живут интереснейшие люди, с богатыми традициями, с богатыми культурными корнями», - сказал в интервью
«Голосу России» Иван Соловов.
Еще в более широком масштабе, используя драматические краски, обращается к национальной проблематике режиссер Юсуп Разыков. Уроженец среднеазиатского Узбекистана, он живет и работает в Москве и видит, как тяжело приходится его землякам, которые приезжают в Россию на заработки - часто без знания русского языка, не имея достаточного образования, серьезных профессиональных навыков... Фильм Разыкова «Гастарбайтер» - о старике-узбеке, который отправляется на поиски пропавшего в России внука.
Юсуп Разыков в интервью
«Голосу России» сказал: «Моя работа - это иллюстрация слов писателя Александра Солженицына о том, что империя рухнула и под своими обломками погребла много людей. Что-то такое случилось, что братство не выдержало испытаний».
Глядя на афишу фестиваля «Московская премьера», где представлено много новых, молодых имен, мэтр российского кино - режиссер Станислав Говорухин сказал
«Голосу России»: «Они занимаются тем, чем должно заниматься искусство - судьбой маленького человека. Иногда они увлекаются мерзостями нашей жизни чуть больше, чем нужно, но все равно будущее за ними.
Среди них уже появилось множество замечательных режиссеров. Я мог бы отметить фильмы Ларисы Садиловой, Оксаны Бычковой, Алексея Попогребского. У меня на них надежда».
И у зрителей - тоже.
Татьяна Карпекина
Источник:
Голос России.