"...мы удостоверяем, что отнюдь не патриотизм, не стремление к единой и Великой Руси толкнуло офицеров в ряды красногвардейцев и красноармейцев, ибо для всех ясно, что большевизм и именно только советская власть явилась главным, почти единственным фактором расчленения России; большевистские совершенно неприемлемые формы жизни, проводимые теперь в центре России, оттолкнули от неё области, в которых власть комиссародержавия удалось свергнуть, и что именно поддержкой комиссаров, попытками продлить агонию их власти сильнее вколачиваются расчленяющие Россию клинья, углубляется процесс самоопределения. Смешно искать объединения Руси поддержкой большевизма.
Если, вступая в ряды ленинских воителей, офицеры, внеся туда тень порядка, хотя немного продлят агонию умирания красной армии, то этим они совершают одно из роковых преступлений момента".
(c) из открытого письма Дроздовского, 1918 года.
Очень скоро, отказавшись пассивно ждать в Румынии развития событий, он соберет отряд из 800 добровольцев и отправится к Корнилову. Его поход будут называть глупой авантюрой, а самого его обвинять в том, что он ведет людей на гарантированное истребление. Плюс - различные препоны: не давали оружие, снаряды, права на отбытие. Дроздовский ни смотря ни на что, пройдет со своим отрядом Румынию, Бессарабию, захваченную большевиками Россию и контролируемую немцами Украину и ее области. Он не только не потеряет отряд, а увеличит его более чем в два раза, за счёт добровольцев. Корнилов уже будет мертв, ВСЮР возглавит штабник Деникин, легко поддающийся на слова штабных же интриганов. Чьими усилиями дивизия Дроздовского в конечном итоге окажется обескровлена, а сам Дроздовский погибнет от заражения крови. Он спас Добровольческую армию, и был ею же предан. Хотя имел возможность не присоединяться к Деникину, а собрать свою армию. Ему верили, им восхищались, он был талантливый стратег с боевым опытом. Сила и боевое настроение его отряда в момент прихода к Деникину могли сравниться со всей остальной, обескровленной и измученной Ледяным походом Добровольческой армией. Дроздовский мог стать во главе новой силы, способной, а главное, готовой противостоять противнику. Никто не знает, как бы развивалась история России, или как минимум ее Юга, поступи он так. Но он посчитал, что все внутренние разногласия должны отступить перед опасностью в лице общего врага. К сожалению, так считали далеко не все. Его предали, а Добровольческая армия в конечном итоге потерпела поражение и вынуждена была уйти в эмиграцию. Возможно еще, иначе сложилась бы ситуация, будь вместо Деникина поставлен Врангель. Это случилось, но позже и поздно.
В целом очень рекомендую прочесть дневник Дроздовского. Представление о Гражданской войне радикально меняется. Но главное - меняется понимание сегодняшнего дня.