Feb 03, 2008 17:27
Я досмотрела наконец-то «Ликвидацию» в 14 сериях, одолела «Дживса и Вустера» (не скажу сколько там серий, бо стыдно мне), принялась за «Есенина», и тут меня осЕнило. Оказывается, я уже 2 месяца НИЧЕГО НЕ ЧИТАЛА. Если бы я поняла, что два месяца забывала почистить зубы, удивление мое было бы куда меньше. 30 с лишним лет я прожила под девизом «Ни дня без строчки», имея в виду обязательное прочтение хоть пары страниц перед сном. Очень любила фразу, которую где-то вычитала, типа «С какими только ужасами дня не примирит человека мысль о книге, лежащей на ночном столике возле кровати!..» За точность цитаты не ручаюсь, простите мне склероз и общую серость.
В общем, надо было срочно что-то делать. И я пошла к Доктору. Доктор скупает кучу книжек, читать их не успевает, по доброте одалживает желающим. У него я затарилась современной литературой и приступила к делу. Через какое-то время я почувствовала, что мне муторно. Пораскинув мозгами, я связала эту муторность с чтением современных европейских авторов. Потом, поднапрягшись, я вспомнила, что до того, как я подсела на просмотр сериалов, я тоже пыталась заставить себя читать. Все тех же современных европейцев. Результат см. выше.
Без имен, хорошо? Так просто, общие рассуждения, не претендующие на объективность. Герой современной литературы ущербен. Вычурно и всеобъемлюще. Причем, в его ущербности виноваты, как правило, родители. Скажем, в тяжелом душевном кризисе одного из литературных персонажей автор косвенно обвиняет биологического папашу, который вообще был случайным насильником, сделал свое черное дело и больше не появился. А плод насилия впоследствии всячески сходил с ума и даже притащил домой гроб, чтобы в нем лежать и готовиться к умиранию. Персонаж другого романа жалится, что он весь такой невнятно-холодный в отношениях с женщинами, ни одна не способна зажечь его по-настоящему, остается платный секс и порнуха. А виновата маман. Все ее дурное воспитание (точнее, отсутствие оного).
Возможно, я росла на другой планете (покойный Советский Союз был чем?), но мне как-то ближе ситуация, когда реальный дядя Вася напивался и бил жену и детей смертным боем, а Вовка его - гляньте только! - выучился на водителя автобуса, женился на Маринке из соседнего подъезда, вон двое их пацанов по двору бегают (и что интересно, Вовка в рот ни капли не берет). А вот, скажем, Светочка, дочка таких хороших родителей (мама - кандидат наук, папа - доктор), связалась с плохой компанией, пристрастилась к дешевому портвейну, и нате вам - пропала девка. Может, конечно, Вовке негде было достать гроб, чтобы в нем лежать и мучиться душевно, а может,Светочку родители все же тайно чморили. Нет, скорее всего основная идея, что все беды от родаков все родом из детства, попросту неверна . Человеческую психику изрядно плющит взрослая жизнь. Измена или предательство, неудачный брак, финансовый кризис, смерть кого-то по-настоящему близкого. Я уж не говорю о катаклизмах типа войны или тюрьмы. Люди, с которыми я общаюсь, реально мучаются и страдают от неразделенной любви, одиночества, отсутствия денег, страха перед будущим. У них появляются бзики, портится характер и ломается душа, но именно от всего вышеперечисленного, а не от притянутой за уши детской травмы. И если им тяжко даются отношения с другим человеком, то это, как правило, не из-за недостатка материнской ласки или тяжелого взгляда отца, а из-за багажа разочарований, который они насобирали за свою долгую жизнь и теперь таскают за собой.
Получается, что нас - не литературных героев - корежат обстоятельства, в которых мы хотя бы теоретически могли что-то изменить. Но не сумели, струсили, не успели, попросту лоханулись. А они - герои современной европейской литературы - лишь жертвы своих родителей, которые надругались над ними, беспомощными, а потом выкинули во взрослую жизнь горе мыкать. Причем, горе это какое-то очень интенсивное, но не конкретное. Ну право слово, что может приключиться с европейцем? Нищета? А социалка на что. Война? Это не у нас. Поматросил и бросил? Секс без обязательств и тотальная контрацепция покончили с этой, казалось бы, вечной, как мир, бедой. Так что горе сидит у персонажей внутри, такое бесконечное, аморфное, но грызучее. Как солитер. И вынуждает их к саморазрушению и экстравагантным поступкам.
Читать про солитеров мне было муторно.
культур-мультур