Кино про Алексеева

Nov 26, 2014 11:19

Я долго думала, чем меня зацепил этот фильм. А он зацепил, как кошка цепляет когтем кожу. Не со зла, разыгравшись или не рассчитав свои силы. Но все равно больно, и ранка потом долго не заживает. Дело не в главном герое, прожившем заурядную жизнь с обычным грустным финалом: старость, немощность, одиночество. Дело не в банальной истине: «Любовь ( Read more... )

культур-мультур

Leave a comment

vox_propria December 4 2014, 19:56:33 UTC
Спасибо на добром слове. Но я еще хочу сказать: о семидесятых. Вообще-то, шире: с конца 60-х до начала 80-х. Вся штука в том, что ты угодила в эти годы своим детством. А детство, хоть и числится розовым, на самом деле сложный период. Вот такая довольно неожиданная строчка есть у Саши Соколова: "Детство грусть сама есть". Ребенок видит мир цельным, он еще не умеет отделять то, за что стоит держаться, от того, что надо либо убрать из жизни, либо как-то обходить, игнорировать. Вот на ваше поколение и обрушилась вся унылость, безнадежность и т.д. (см. исходный текст) того времени. А вот наше поколение воспринимало его по-другому. Я, конечно, не говорю обо всех, но, скажем, о довольно обширном круге людей, которых или о которых я знала.

Для нас это было время молодости, студенчества, любовных романов, увлечения наукой, интересных встреч, интенсивного общения. При этом, несмотря на продолжающиеся мерзости вполне сталинского толка, кожей ощущалась новизна в окружающей атмосфере. Мы стали думать по-другому, читать другое, смотреть, слушать, обсуждать. Конечно, не везде, а лишь там, где было счастливое взаимопонимание. Очень неоднозначное время. Мои друзья Дубновы выпустили о нем книгу, помнишь? Она стоит у меня на полке: Мария Дубнова, Аркадий Дубнов. Танки в Праге, Джоконда в Москве: азарт и стыд семидесятых. М., Время, 2007.

Бардовская песня приобрела свою гигантскую популярность, потому что она была стихией взаимопонимания. Далеко не всегда в ней звучал протест против советской власти. Самым важным было утверждение ценности чувств человека и всей его частной жизни - среди других людей, природы, музыки, слова. Это прекрасно слушалось и в домашней обстановке, а не только в комариных лесах. Но путешествия, походы, костры и палатки были просто идеальной сценой. Опять же, напоминаю: мы были ослепительно молодыми...

Твои родители, конечно, пытались вовлекать тебя в эту орбиту (и вовлекали, показывали тебе самые разные и интересные моменты той жизни), но каждый, увы, тянул в свою сторону, поскольку семья трещала по швам и в конце концов распалась. Это тоже внесло свою лепту. Да, грустно. Но потом ведь наступил другой период?..

P.S.Я согласна, что атмосфера тех лет в фильме хорошо передается.

Reply

rutta December 12 2014, 17:44:06 UTC
На самом-то деле куда хуже семидесятых были восьмидесятые. После смерти Брежнева люди с тоски начали радоваться приходу Андропова, дескать, хоть порядок будет. То есть в болоте теперь осока произрастет ровными рядами, и жабы заквакают в унисон. Господи, как же в начале восьмидесятых было душно, как же безнадежно уныло. Кругом вечные огни на основе газовой горелки, в магазинах костюмы булыжного цвета фабрики "Большевичка" и истерически розовая докторская колбаса. В повседневности -- заранее проигранная борьба с системой в форме мелкого позерства и фиги в кармане. А потом Черненко в генсеках: физическая немощность и болезнь Альцгеймера крупным планом с экрана черно-белого телевизора.

Reply

vox_propria December 12 2014, 19:24:23 UTC
Это уже была агония, по поводу которой можно было от души иронизировать. Мы, взрослые, это и делали... А системка-то все же рухнула, но, как мы теперь видим, воскресла в ином обличье.

Reply


Leave a comment

Up