если где-то увидите вместо Кецалькоатль - Кетцалькоатль, то не ищите, где ошибка, можно и так, и так
оба варианта правильные
это официально
https://vk.com/@na.doskah-tainstvennyi-pomoschnik-revolucionerov-v-latinskoi-amerike-oтеатр "На досках"
ТАИНСТВЕННЫЙ ПОМОЩНИК РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ
Хотелось бы кое-что рассказать об одном из персонажей спектакля «Бой».
В рассказе Джека Лондона «Мексиканец» вы его не найдете. Однако этот образ сыграл заметную роль в национально-освободительной борьбе в Мексике.
Этот таинственный персонаж - божество Кецалькоатль, или Пернатый змей, один из главных богов тольмеков, ацтеков и даже майя (правда, у них он носит другое имя).
КЕЦАЛЬКОАТЛЬ («змея, покрытая зелёными перьями») - творец мира, создатель человека и культуры, владыка стихий, бог утренней звезды, покровитель жречества и науки, правитель столицы тольтеков - Толлана.
Как и другие боги доколумбовой Америки, Кецалькоатль имел много ипостасей: бог ветра, бог планеты Венера, бог чудовищ и другие.
Первые изображения Кецалькоатля относятся к 8-5 вв. до н. э. В этот период он был олицетворением ветров с Атлантики, приносивших влагу на поля. Он давал людям кукурузу - в Латинской Америке хлеб пекут из кукурузной муки.
В 1-6 вв. н. э. культ Кецалькоатля распространился по всей Центральной Америке. Он стал верховным богом, творцом мира, создателем людей и культуры.
Кецалькоатль научил людей находить и обрабатывать драгоценные камни, научил строить, создавать мозаики из перьев, следить за движением звезд и вычислять даты по календарю. В этот же период у него появляются и функции покровителя жречества: он оказывается установителем жертвоприношений, постов и молитв.
Но вернемся к Мексике. Боги, почитаемые в Центральной Америке до ее открытия Колумбом, в этой стране - важная часть национальной идентичности.
Знаменитые мексиканские художники Диего Ривера (1886-1957), Хосе Ороско (1883-1949) и Альфаро Сикейрос (1896-1974), участвовавшие в революции и национально-освободительной борьбе в Мексике, не раз использовали образ Кецалькоатля в своих картинах.
Ривера, Ороско и Сикейрос относятся к художникам-муралистам, рисовавшим свои картины на стенах зданий, как внутри, так и снаружи.
Вот Кецалькоатль, изображенный Ороско, который был не только художником, но еще и настоящим политическим деятелем, а отчасти - философом. Ороско можно отнести к тем, кому была близка теология освобождения. Теологи освобождения смогли объединить христианство и марксизм и доказать, что источником греха является система, порождающая эксплуатацию, безлюбие, бедность, несправедливость. И что с такой системой надо бороться. Борьба с бедностью, борьба с эксплуатацией, борьба с несправедливым общественным строем стали для священников, исповедующих теологию освобождения, прямым исполнением воли Божией. На картине изображено известное по легендам отплытие Кецалькоатля на плоту из змей.
Вот Ороско пишет эту картину.
А вот другая фреска Ороско - «Прибытие Кецалькоатля». Она написана в 1932-1934 годах на стене Дармутского колледжа в США.
В росписях на стенах этого колледжа Ороско изобразил историю американской цивилизации. Художник пытался осмыслить современную ему капиталистическую действительность путем своеобразного ее сопоставления с народными преданиями и легендами. Росписи начинаются пророческим образом Кецалькоатля, проклявшего предков на территории Америки за непослушание. По легенде Кецалькоатль уплыл на плоту из змей и обещал вернуться только когда падет род людей.
Серия этих фресок заканчивается образом Христа - создателя нового мира, разрушающего свой крест. Таким образом, художник создаёт образ Спасителя-революционера.
Этот образ чем-то напоминает Христа-Пантакратора с византийских мозаик, на которых Спаситель совершает суд над греховным миром.