Выкладываю сюда статью из "Политического класса" - ввиду
жалоб некоторых френдов, что и в ИNАЧЕ она не открывается. Это может быть связано только с тем, что годовое делегирование домена заканчивается (совсем забыл) - и внешний доступ уже притормаживает. Но это поправят в ближайшие дни
(
Read more... )
Протокультура Севера
Формы жизни, свойственные будущему, уже видны в настоящем. Им осталось только сложиться в целое и обрести единый стиль. Поэтому применительно к формам Северной цивилизации уместнее употреблять приставку "прото-", а не "пост-", которую обычно используют при описании современности. В настоящем имеет значение не отрицание прошлого, но протокультура будущего.
Первое проявление северной протокультуры - повсеместное распространение постэкономической (определение Владислава Иноземцева) мотивации и творческих форм деятельности, которые сегодня оказываются более эффективными в плане экономического соревнования, чем старые схемы труда, где человек - робот на конвейере. Новая экономика, органично включающая в себя творчество, игру, стремление к самосовершенствованию и смыслу, оптимально соответствует образу жизни северного человека.
Пример эффективной структуры нового типа - креативная корпорация. Это свободная неиерархическая организация, основанная на общности мировоззрения и ценностных установок людей, которые мотивируются самим участием в новом интересном проекте - процессом совместного творчества. Сегодня это наиболее самодостаточная и динамичная форма производственного сообщества. Характерно, что креативные корпорации встречаются в верхних звеньях экономики, в наиболее продвинутых отраслях. Креативная корпорация, как правило, не следует текущей хозяйственной конъюнктуре, а формирует ее. Продукция креативной корпорации чаще всего представляет собой качественно новые интеллектуальные продукты или услуги. Это основное действующее лицо будущей экономики Севера.
Еще один прообраз северной экономики - распределенные сетевые проекты, когда миллионы людей, живущих на разных континентах, из интереса к самому делу включаются в решение задач, важных для всего человечества (просчет изменений климата, поиски внеземных цивилизаций и т.п.). Другой пример - системы с открытым кодом, наподобие Linux, формируемые открытыми сетевыми сообществами профессионалов. Речь идет о создании важного и экономически значимого ресурса, доступного для всех, и при этом создаваемого спонтанно, без регулирования государством или крупным бизнесом. Распределенные сетевые проекты - это важный механизм коллективного созидания, потенциал которого еще не оценен.
Открытые сетевые проекты эффективны не только в технической сфере, но и в сфере информации, культуры, развлечения. Они позволяют людям сломать привычную позицию пассивных потребителей ("покупателей") зрелища и включиться в активное творчество. Сегодня - время расцвета неформальных сетевых СМИ, внемедийного горизонтального общения, разнообразных чатов, форумов, живых журналов. Так постепенно создается среда, устойчивая к влиянию централизованных СМИ. К этому кругу явлений относится и "народный постмодерн": спонтанная коллективная деконструкция культурного поля, создаваемого шоу-бизнесом и медиакорпорациями. Люди не только крайне чувствительны к любым проектам, где видят такую деконструкцию(например, творчество петербуржца Дмитрия Пучкова - "Гоблина"), но и сами испытывают удовольствие от участия в этом процессе. Особенно массово это проявляется в сфере электронной музыки, генерируемой с использованием общедоступных компьютерных средств. Другой пример - сообщества геймеров, самостоятельно модифицирующих полюбившиеся компьютерные игры, дополняя их новыми уровнями и деталями, улучшая искусственный интеллект. Иногда такие модификации на порядок увеличивают качество и реалистичность игры. Причем все это делается из чистого интереса к самой игре, вне сугубо материальной заинтересованности. Так ненавязчиво, в игре происходит отказ от "экономических" моделей потребления развлечений, от "спектакля" и "Диснейленда" и отшлифовывается северная модель существования культуры. Здесь культура - не товар, навязанный со стороны для пассивного потребления, а культура сообщества, которую оно само творит для себя, обустраивая свою среду существования.
Reply
Сочетание постэкономического, сетевого и виртуального создает полноценное пространство для образования нового социума - пространство, способное вместить в себя все многообразие человеческих отношений. Первые примеры такого строительства - ролевые игры, вокруг которых иногда вырастают целые автономные миры. О перерастании игры в настоящий социум можно говорить тогда, когда эта "игровая" сеть отношений для участника станет более значимой, чем отношения, связывающие его с социумом, находящимся "вне игры". Яркий пример - сообщество толкиенистов, которое уже превратилось в "протоэтническую консорцию" (по терминологии Гумилева).
Ролевые игры постепенно развивают собственную экономику, отнюдь не изолированную от "реальной". Различные виртуальные атрибуты сетевых игр ("артефакты", "земли") уже продаются на сетевых аукционах за вполне реальные деньги. Так происходит настоящее "вживление" игры в реальность. Подобное "вживление" - часть общего процесса перераспределения жизненной энергии от "работы" к игре. Пока доминирует первая фаза данного процесса: сосредоточение на игре и творчестве помимо "основной работы". В финальной фазе это выльется в игровую организацию всей совокупности социально-экономических отношений, что вполне отвечает духу новой Северной цивилизации.
Сегодня экономика превратилась в экономику образов, она все более завязана на культуру, а ее потенциал зависит от капитала культурного многообразия. Речь идет не только о массмедиа и шоу-бизнесе, но и о секторе услуг в сфере информации - секторе, который ныне доминирует и управляет всеми остальными отраслями экономики. 75% современной мировой экономики составляют услуги, а основные активы крупнейших корпораций мира - нематериальные. Подобно тому, как в индустриальную эпоху приоритетом являлась индустриальная мощь и нации соревновались друг с другом по объемам выплавки стали и производства энергии, в постиндустриальную эпоху точно такое же соревнование происходит в символической сфере.
Геостратегические параметры среды обитания сегодня облегчают создание новых проектов "горизонтального" сетевого типа и увеличивают их жизнеспособность. И в экономическом, и в культурном, и в политическом отношениях глокализация выводит на первое место структуры регионального и трансрегионального уровней, размывая "традиционные" государства. Эпоха "враждующих царств" уходит в прошлое: безопасность региона гарантируется не военной мощью государства, в которое он входит, а системой связей, в которые он вовлечен. Насилие перемещается на "регионы-изгои", изолированные от глобальной системы. И наоборот, чем более прочно и многообразно регион интегрирован в мировую систему, тем больше сил заинтересовано в его процветании и тем проще ему защищать себя от угрозы насильственных действий, поскольку они затрагивают всю систему связей и интересов, в которую он вовлечен.
Reply
Формирующаяся северная реальность обладает собственной силой и может постоять за себя, используя свойственные ей сетевые инструменты прямого действия. Сеть - идеальная среда для оперативной координации действий любого количества людей, а безграничное виртуальное пространство - место, где все ноу-хау можно отработать незаметно от "вертикалей". Это задает новый сценарий для возможных революций. Технологии, подобные флэш-мобам, позволяют почти мгновенно собрать в одном месте сотни тысяч людей. В это время хакеры могут заблокировать "вертикальные" информационные системы и изолировать хунту от страны. СМИ, поддерживающие колониальный режим, отрубаются, а функцию медийного освещения событий берет на себя сама Сеть. Весь подготовительный и организационный этап революции протекает в виртуальном пространстве под видом безобидной сетевой игры, а когда она врывается в реальность, реагировать уже поздно. У сетевой революции есть только одно слабое место - она никогда не понадобится: центр тяжести общественной и экономической жизни и без того все более перемещается в виртуальное пространство, а старые центры власти ждет неизбежная ватиканизация.
Северная креатократия
За существующими в настоящем фрагментами северной протокультуры можно увидеть пять фундаментальных принципов Северной цивилизации - свободное пространство, сеть, игру, прямое действие, интеллект.
Первый фундаментальный принцип Северной цивилизации трактует свободное пространство как величайшую ценность. Северный человек тем и отличиется от южного, что его магнетически притягивают безграничные просторы Севера. Речь идет не о территории для демографической экспансии, но о свободном пространстве для творчества, для строительства новых миров, ибо именно в этом заключается смысл жизни северного человека. Он не может существовать, если у него нет места для воплощения своих утопий, если социум тесен, а количество ниш для полноценной самореализации ограничено. Именно это порождает традиционную северную волю к Открытиям. Тот, кому тесно даже на Севере, будет осваивать космос и строить виртуальные миры.
Второй фундаментальный принцип Севера - сетевой характер организации социального пространства. Северный человек не признает иерархий и навязываемых ему "вертикалей" - потому что вертикален сам и достает макушкой до самого неба. Вместо субординации - координация, вместо вертикального регулирования - прямые горизонтальные связи.
Третий фундаментальный принцип Севера - игра как форма организации жизненного мира. Сущность северного стиля - радикальное и окончательное стирание границ между отдельно взятыми "игрой" и "жизнью". В свое время Йохан Хейзинга скрупулезно назвал те многочисленные случаи, когда игра вторгается в самые "реальные" вещи - в войну, политику, судопроизводство, труд - и делает их по-настоящему яркими и прекрасными. Но тогда, в одномерном XX веке, ему не хватило смелости сказать, что это - норма, а не исключение, что нужно устранить искусственные границы, которые лишают жизнь игры, а игру - жизни.
Четвертый фундаментальный принцип Северного мира - принцип прямого действия, отмена или минимизация цепочек делегирования во всех сферах жизни, в политике, экономике, культуре. Север искореняет власть посредника, превращающую человека в пассивный объект управления и вливания информации. Иерархии, основанные на делегировании, Север заменяет на прямое действие, координируемое сетями.
Reply
Зная фундаментальные принципы Северной цивилизации, мы уже сегодня можем нарисовать перспективы Северного проекта - каким он станет в эпоху расцвета. Для этого нужно довести перечисленные принципы до наиболее радикального воплощения и распространить на все сферы жизни. Этой радикализации не нужно опасаться: охранительная половинчатость, скорее, приведет к антиутопии и застою, как это уже случилось со множеством других проектов. Воплощение Северного проекта, несомненно, принесет с собой множество проблем, доселе неведомых. Но эти проблемы нужно решать в рамках новой реальности и теми средствами, которые она сама предложит.
Система управления в Северной цивилизации будет основана на принципах креатократии - в отличие от архаичной восточной идеократии и безжизненной западной технократии. Креатократия есть форма власти, легитимность которой опирается исключительно на способность создавать новое пространство для самореализации: политическое, экономическое, социальное, научное, культурное, географическое. Древний прообраз этого явления - власть северных конунгов, подкрепляемая исключительно их личной способностью вести свою дружину на завоевание и освоение новых земель. Вслед за "революцией менеджеров" уже сегодня в мире происходит "революция творцов". Могущество цивилизаций теперь зависит от их способности производить образы и инновации. Поэтому вместо совета министров Севером будет управлять Креативная Директория. В этих условиях органично воссоздается исконная, "гиперборейская" роль Мирового Севера как творческого полюса планеты.
Базовой ячейкой северного социума будет не семья, не община, а креативная команда. Это сообщество друзей, объединенных выполнением общих творческих проектов по освоению и "заселению" новых пространств во всех сферах жизни: политической, экономической, социальной, научной, культурной, географической. В стиле жизни креативной команды труд, игра и дружеское общение сливаются в единое целое. Исторический пример такого сообщества - варяжская дружина, отправляющаяся на своих ладьях через океан на край света. В отличие от обычного проектного или игрового сообщества креативная команда - это еще и ячейка социума, аналогичная "большой семье" в традиционных обществах, отношения в которой не сводятся только к профессиональным и тусовочным: речь идет о полноценной жизни во всех ее проявлениях.
Внутреннее устройство северного социума и все его правовые установления должны быть идеально приспособлены для существования и воспроизводства креативных команд, занимающихся оригинальными проектами. Если пространство современного социума ориентировано на атомизированное "население", то северное пространство организовано командно-проектным образом. Известный аналог данного феномена - феодальный принцип "нет земли без господина". Иными словами, нет человека без проекта. Северный социум воспринимает всерьез только человека, продвигающего собственные проекты - самостоятельно или в составе команды.
Reply
Политически Северная цивилизация, вероятнее всего, примет конфедеративное устройство в форме открытого содружества самоуправляемых регионов. Все природные ресурсы и большая часть государственной собственности будут принадлежать непосредственно регионам. Система финансовых отношений между ними должна быть организована так, чтобы заведомо исключить паразитизм и эксплуатацию, как происходит сегодня в РФ, где Москва присваивает себе практически всю прибыль от продажи северного сырья, а две трети бюджетных трансфертов направляется в южные национальные автономии. Право региона на выполнение столичных функций в Северном Содружестве будет предметом тендера, повторяющегося через каждые несколько лет (по принципу Олимпийских игр). Если какой-то регион считает эти функции обременительными, всегда найдется множество других, готовых заплатить за это право хорошую цену.
На трансрегиональном уровне Север не признает никаких искусственных ограничений для перемещения людей, товаров, капиталов и информации. Внешняя политика и оборона - прерогатива Содружества в целом, что не отнимает права у регионов содержать свои вооруженные силы (казаков и т.п.) или вести собственные отношения с зарубежными партнерами, если это не вредит целому. Но при этом никто не удерживает силой регион, который захочет отделиться. Смысл существования Северного Содружества как раз и состоит в том, чтобы обеспечить ситуацию, когда величайшим благом для региона является сама принадлежность к общему пространству, а не подачки Центра, как происходит сегодня в РФ. Регион, который нарушает принятые в Конфедерации правила игры, просто исключается из Северного Содружества коллективным решением других регионов. (Эту логику трудно будет понять современным унитаристам, для которых суть государственности - принудительное удержание и ограбление "провинций" "центром".)
Другая функция трансрегиональной власти - инновационные инфраструктурные проекты, значимые для всех регионов. Один из таких проектов - строительство трансконтинентального моста из Сибири в Аляску, который воссоединит северные пространства разных континентов и окончательно сотрет условную границу между "Востоком" и "Западом". Этот "Берингов мост", кроме прочего, наглядно воплотит древнюю утопию машины времени, поскольку будет пересекать "линию перемены дат". Политические, экономические и культурные инновации, которые вызовет этот проект, будут означать реальное наступление новой глобальной эпохи. Показательно, что сторонники сохранения нынешнего статус-кво провозглашают идею этой трансконтинентальной трассы "фантазией", хотя еще 100 лет назад этот проект считался вполне осуществимым.
Reply
Количество чиновников в Северном Содружестве будет сведено к минимуму. Частично их заменят процедуры сетевой демократии, частично - инструменты искусственного интеллекта. Коррупция будет побеждена абсолютной прозрачностью власти. В частности, с помощью тотального общественного видеонаблюдения за чиновниками (по типу популярных шоу "Дом-2" и т.д.). Естественно, такая практика явится серьезным вторжением в их частную жизнь. Но люди власти должны либо понимать важность своей миссии, либо выбирать другую профессию.
Креатократия в конце концов приведет к ситуации, когда все трудовые задачи, жизненно важные для общества, будут выполняться фанатами-энтузиастами именно этих видов деятельности, а все остальные смогут заняться тем, что им по душе. Благо там найдется место для любых, самых "безбашенных" проектов - если не в реальном, то в виртуальном пространстве. Принуждение, иерархия, жесткая субординация в этом обществе становятся излишними, а все регулирующие и координирующие функции переходят к самой сетевой среде.
Будущее, возвещаемое Северной цивилизацией, во многих чертах совпадает с интуициями русской культуры, с ее заветными утопическими мечтами. Для нее это великий шанс наконец обрести себя не в ностальгии о прошлом, а в сотворчестве будущего. В лице Северной цивилизации Русский мир получает шанс избавиться от искусственно навязанной унитарной обезличенности и раскрыть тот колоссальный потенциал разнообразия, которым он обладает. Для нас, северян, русское - это не музей восковых фигур, к которому сводятся многочисленные проекты московско-евразийского "возрождения", не угрюмо-изоляционистский национализм, а живое начало русской культуры, которое дает новому поколению волю к самостоятельному историческому творчеству.
Северный ветер - если он наконец повеет в начале нового века - наполнит паруса новых кораблей русской истории. А те, кто не присоединится к этому историческому проекту, пусть вечно спорят о "власти или оппозиции", "левых или правых", "Западе или Востоке". Звезда Аделаида взойдет не для них...
Reply
Leave a comment