Руководитель Центра политических и социальных исследований Карелии Анатолий Цыганков в статье
"Такие разные. Чего хочется-то"? подверг недоуменной критике недавно образовавшийся
Гражданский Совет Республики. Мол, там собралась такая разношерстная публика (либералы, коммунисты, националисты, регионалисты), что никак непонятно, чего же они все вместе добиваются?
Гражданский Совет действительно состоит из представителей самых разных республиканских сил, которые, тем не менее, сумели выработать совместную резолюцию предстоящего митинга 15 сентября. Участники Совета вовсе и не собирались объединяться в какую-то идеологически единую партию (одна "единая" уже есть), однако по некоторым важным вопросам текущей общественно-политической ситуации (федеральным, региональным и городским) сумели найти общий язык.
Само это идейное многообразие и является оппозицией нынешней унитарной системе, стремящейся навязать обществу какое-то архаичное единомыслие. Анатолий Цыганков удивляется "разбегающимся в разные стороны ручьям суждений", которые он узрел на пресс-конференции Совета. По-видимому, карельский политолог никогда не бывал в парламентах европейских стран - а то бы его тоже поразила творящаяся там "дикая мыслительная какофония". В этих парламентах представлены самые различные силы политического спектра - от ультралевых до ультраправых. То ли дело российская Дума, которая, как известно, не место для дискуссий.
Примечательно, кстати, что среди участников Гражданского Совета Карелии нет ни одного представителя нынешних думских партий, даже называющих себя "оппозиционными". Хотя к участию в проекте двери не закрывали ни перед кем. Но видимо, эти многолетние "народные представители" уже столь успешно вросли в правящую номенклатуру, что гражданские инициативы для них смысла не имеют. Но и в ответ - для гражданского общества они также перестали быть (если и были когда-то) реальными политиками, превратившись в кукол политтехно-спектакля.
Анатолия Цыганкова еще удивило, что участники Гражданского Совета вспомнили
Декларацию о государственном суверенитете Карелии 1990 года. Однако с тех давних пор этот документ никем не отменялся и продолжает оставаться юридически действующим - хотя нынешняя власть его нарушает по всем пунктам.
Эту Декларацию постигла общая судьба федерализма в России - не успев провозгласить, его сразу же забыли, вернувшись к "исконному" кремлевскому самодержавию. Вот и у руководителя Центра политических и социальных исследований проскальзывают расхожие пропагандистские штампы - сторонников республиканского суверенитета он упрекает в "сепаратистских" устремлениях. Открыл бы лучше наш политолог какой-нибудь современный словарь о федерализме и регионализме... (Свою недавнюю книжку не рекомендую - а то вдруг еще "экстремизм" найдет! =))
Вообще-то я помню Анатолия еще по тому самому 1990 году, когда приезжал из московского журфака на летнюю практику в карельскую молодежную газету. Тогда Цыганков был одним из самых прогрессивных и свободомыслящих журналистов республики. Но теперь он почему-то называет ту эпоху "смутными перестроечными годами" и в своих нападках на Гражданский Совет фактически защищает нынешний "нео-застой". Хотя этот режим найдется кому защищать и без Цыганкова - а вот его собственные тексты стали вдруг удивительно похожими на писания придворных охранителей, от которых карельский политолог вроде бы всегда стремился держать дистанцию... Так что зададим вопрос алаверды: чего же ему самому хочется?
А о предстоящем митинге из независимых журналистов лучше всего написал Александр Федоров в "Ведомостях Карелии":
Главный вопрос - сколь представительной окажется эта акция. Сумеют ли организаторы собрать под свои, достаточно противоречивые лозунги сколь-нибудь заметное число горожан. Если это удастся, и участники Совета продемонстрируют организаторские качества, то можно будет говорить о появлении в регионе новой политической силы. Если же нет - то польза будет хотя бы в том, что в палитре политических цветов появятся новые краски. Свежие идеи и новые лица карельской политике явно не повредят.