Созданию новых особо охраняемых природных территорий федерального значения в России, к сожалению, препятствует бюрократия и чиновничий формализм.
В то время, когда в Общероссийском Народном Фронте решили всерьёз заняться проблемами использования лесов и особо охраняемых природных территорий, (
http://goo.gl/zQAvRv,
http://goo.gl/f3UCCO ) чиновники Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации готовы отказаться от создания на Вятке национального парка, лишь бы не решать сложные вопросы с арендаторами лесных участков, без зазрения совести заготавливающих древесину даже в границах памятников природы регионального значения (
http://goo.gl/WqOUAu ) и в лесах, ранее находящихся в пользовании учебных заведений для образовательных целей (
http://goo.gl/vXIA2I ).
А между тем, воды в Вятке и её притоках становится всё меньше, как и контроля за лесозаготовками:
http://goo.gl/r28VY2 ,
http://goo.gl/74Y6zU ,
http://goo.gl/gbg6s4 ,
http://goo.gl/LcNAso ,
http://goo.gl/EqDDgJ .
26 марта с.г. в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ состоялось совещание по вопросу создания в Кировской области национального парка («Атарская лука»). Вёл совещание политолог, историк
Ринат Гизатуллин, в присутствии заместителя руководителя профильного департамента Министерства В.Б. Степаницкого. В совещании также приняли участие представители Департамента экологии и природопользования Кировской области и представители разработчика эколого-экономического обоснования создания национального парка - ФГБУ «ВНИИ Экология». При этом ведущий исполнитель проекта на совещание специально приглашён не был.
Национальный парк планируется создать в бассейне среднего течения реки Вятки, в живописных и весьма ценных с природно-экологической точки зрения районах Вятского края: на склонах Вятского увала, в районе сочетания биотопов ещё частично сохранившихся массивов елово-пихтовых лесов подзоны южной тайги и зоны хвойно-широколиственных лесов по правому берегу Вятки.
Придать особый природоохранный режим данной территории необходимость назрела давно. Активная заготовка древесины, вырубки лесов под сельское хозяйство, заготовки торфа привели к тому, что территории по правому берегу Вятки в лесной зоне сейчас внешне представляют собой фактически степной ландшафт, малые реки на Вятском увале постепенно мелеют, а при взгляде на космический снимок или карту средняя часть Увала по левому берегу реки больше напоминает лесостепь.
Однако создание национального парка связано с рядом проблем экономико-правового характера, главная из которых - интенсивное лесопользование в регионе.
Разработчиком проекта было выявлено, что ранее запланированные для создания национального парка территории в нескольких муниципальных районах Кировской области уже несколько лет как сданы в аренду частным лицам для заготовки древесины. Практически весь лесной фонд здесь передан в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для заготовки древесины. По понятным причинам, включение таких участков в границы национального парка де-юре возможно только при условии прекращения договоров их аренды частными лицами и приостановки лесозаготовок. Но и создание национального парка предусмотрено не чем иным, а документом федерального уровня - Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №2322-р «Об утверждении Концепции развития особо охраняемых природных территорий федерального значения до 2020 года». При проявлении определённой политической воли изъятие частей лесных участков их частной аренды вполне возможно, в т.ч. в судебном порядке, как это делается, например, в Республике Карелия при создании Национального парка «Ладожские шхеры». (
http://goo.gl/Dhj7rb )
Как это ни странно, но Лесным кодексом Российской Федерации, разрешившим сдавать в частную аренду лесные участки, не предусмотрен чёткий порядок прекращения этой аренды во внесудебном порядке в случае принятия решений о включении соответствующих лесных участков в границы создаваемых особо охраняемых природных территорий.
Собственно, ничего не мешает проявить политическую волю и в отношении национального парка на Вятке. Но на состоявшемся совещании чиновниками Министерства было принято решение лоббировать вопрос об отказе от его создания. Мол, будем ждать письма от губернатора области о невозможности создания национального парка в сложившихся условиях … Странное решение. Ведь, казалось бы, кому как не Минприроды России настаивать на создании особо охраняемой природной территории федерального значения. Не обратило Министерство внимания даже на явно противозаконное решение Совета депутатов районной Думы Советского муниципального районов Кировской области «об отказе в создании национального парка» (!)
Понятное дело, что не так просто преодолеть конфликтные ситуации в сфере природопользования. Но ситуация вполне ожидаемая, и о ней не могли не знать в Министерстве, включая создание национального парка в Кировской области в план мероприятий, утверждённый на федеральном уровне. Да ведь на то и есть государственная система территориальной охраны природы - чтобы обеспечивать необходимый баланс интересов природопользования и экологии, решение вопросов экологической безопасности, осуществление мероприятий по сохранению и увеличению биоразнообразия. Одним словом - как и при строительстве, например, федеральной дороги, так и при создании федеральной особо охраняемой природной территории практически невозможно избежать решения вопросов прекращения прав тех или иных лиц на объекты недвижимого имущества и использование природных ресурсов. И решать эти вопросы необходимо именно уполномоченным органам власти.
Абсурдно, но чиновники Минприроды России ставят в укор разработчику проекта создания национального парка на Вятке то, что он значительно раньше сам не обосновал НЕвозможность создания национального парка из-за той самой лесной аренды. Понимать это следует, видимо, так: вовремя не прикрыл этим чиновникам самое драгоценное место ниже пояса и сзади, не избавил их от лишней головной боли. Ведь у них и так дел хватает. Например, съездить в Австралию на международный форум по охране окружающей среды (
http://goo.gl/ZHzzUM ) и доложить иностранцам о том, как всё хорошо в России с охраной природы где-нибудь в бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока, хотя и там всё далеко непросто и негладко в природоохранном деле -
http://goo.gl/YvbsCG,
http://goo.gl/aLZ6HH ). Интересно было бы узнать, кстати, стоимость всевозможных загранкомандировок некоторых чиновников профильного министерского департамента, по результатам которых в России пытаются внедрить те или иные иностранные новации в системе управления ООПТ.
Вместо того, чтобы проблему решать и добиваться положительного результата, чиновники решают от проблемы избавиться путём устранения самой причины-«возбудителя» её возникновения.
Представьте, что и правоохранительные органы также подходили бы к вопросу охраны порядка и пресечению преступности: там, где преступности мало, выставлять наряды и направлять на работу участковых, а в проблемные районы патрули не направлять, работу участковых прекратить, оперативно-розыскные мероприятия не проводить, отделы полиции, следственных органов, прокуратуры не размещать. А потом отчёты правильные писать про то, как красиво решены проблемы с правонарушителями и преступниками. Похоже, что в ряде сфер общественной и государственной жизни у нас так и поступают. Хороший пример как раз наша тема - создание новых особо охраняемых природных территорий.
Вот одно из писем, направленных на Минприроды России из Кировской области - как раз по освещаемой проблеме создания национального парка
https://yadi.sk/d/tBMjdc9ifbyx7 . Письмо осталось без ответа. Зато через три месяца в Правительство Кировской области приходит ответ на другое
https://yadi.sk/i/DGEpBWWVfbzUn . Исключите, мол, все проблемные участки из границ национального парка - и проблема будет «решена». Выяснилось, что с проблемой по существу чиновники вовремя разобраться не удосужились. А может быть, просто решили сделать вид, что не заметили этой проблемы. Отметим, однако, что в последнем письме речь идёт о том, что работа по созданию национального парка в Кировской области непременно будет доведена до достижения поставленной задачи. В Кировской области тоже, вроде бы, поддерживается проект:
http://goo.gl/BxPqJM.
В чём же последовательность принимаемых на федеральном уровне решений?
Сложившаяся ситуация говорит о том, что, либо отвечающими за охрану окружающей среды высокопоставленными чиновниками Минприроды России лоббируются чьи-то хозяйственные интересы, либо просто они не хотят брать на себя ответственность за решение сложных проблем с природопользователями. Политической воли на охрану природы нет. Зато, наверное, есть воля на помощь коммерсантам в приобретении земельных участков в «Лосином острове» под застройку (кадастровые номера 50:12:0101604:7, 50:45:0041001:190 и смежные земельные участки). В других местах тоже острых вопросов хватает. Но решать их профильное федеральное ведомство в сфере охраны окружающей среды не спешит. Решаются проблемы больше силами природоохранной общественности и директоров отдельных заповедников и национальных парков (кто как может).
Возможно, проблема оказывается недооцененной (или не видна) на самом высоком уровне государственного управления. Причина в том, что не хватает пока что у нас в государстве настоящей любви к Родине, к Природе-Матушке (выражаясь иностранным словом - экологической культуры не хватает). На самом высоком государственном уровне. Пользоваться-то пользуется государство его природными богатствами, а беречь по-настоящему не умеет. Доверяет профильные институты власти оборотням да саботажникам.
Вот такие дела.
Народ, Родина и Природа - слова однокоренные.