Во время "перестройки" так называемой "Большой семеркой" было принято решение: Европейский союз координирует оказание помощи странам Восточной Европе, а непосредственно МВФ - СССР, затем - России и странам СНГ. 1 июня 1992 г. Россией были подписаны статьи соглашения МВФ, и она официально стала участницей этой организацией. Глава постоянного представительства МВФ в России Одд Пер Брекк. ( ВИДЕО пресс-конференции главы постоянного представительства МВФ в России )
На сегодняшний день в состав МВФ входят 188 стран, почти все страны члены ООН кроме Кубы, Северной Кореи, Андорры, Лихтенштейна, Монако, Науру и Тувалу. Высший руководящий орган МВФ - Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Все управляющие собираются один раз в год на ежегодные совещания МВФ и Всемирного банка. Политику МВФ контролирует Международный валютно-финансовый комитет (МВФК), который отвечает за [Spoiler (click to open)] большинство решений, состоит из 24 исполнительных директоров. Своих директоров назначают восемь стран с наибольшими квотами в Фонде США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 государств-членов организованы в 16 групп, каждая из которых выбирает одного Исполнительного директора. Исполнительный совет выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (с сентября 2007 г. Доминик Стросс-Кан, с 28 июня 2011 года Кристина Лагард ). По договоренности между странами учредителями Фонда, директор-распорядитель должен быть представитель одной из европейских стран, а директором Всемирного Банка гражданин США. При вступлении в МВФ каждое государство-член выплачивает взнос по подписке, называемый квотой который составляет 25% в виде резервных активов, т.н. SDR (СДР) , или основной валюты (доллар США, евро, японская иена, фунт стерлингов). Общая сумма квот в МВФ на сегодня эквивалентна 238,4 млрд СДР (специальными правами заимствования), что эквивалентно $369,52 млрд.
Страны с наибольшей голосующей "квотой" в МВФ
Страна Голосующая квота США 16,75% Япония 6.23% Германия 5.81% Великобритания 4.29% Франция 4.29% Китай 3.81% Россия 2.39% Индия 2.34% Бразилия 1.72%
Напомним, доля участия Соединенных Штатов в МВФ составляет в настоящее время 17,69%, что дает Соединенным Штатам 16,75% голосов при принятии решений в рамках Фонда. Для принятия большинства решений, согласно правилам МВФ, достаточно простого 50-процентного большинства, для принятия решений по операционным вопросам требуется 70-процентное большинство голосов. А для принятия стратегических решений - таких как реформа МВФ - требуется стратегическое 85-процентное большинство голосов. Таким образом, Соединенные Штаты сохраняют в МВФ право вето при принятии стратегических решений. . Всё это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. Не удивительно что политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран часто подвергаются критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге не направлены на повышение самостоятельности и развитие национальной экономики, а лишь делают страны финансово и экономически зависимыми!
После мирового финасово-экономического кризиса 2008 года множество стран решили инициировать проведение антикризисного саммита, но не в составе финасовой "семерки" G7, а в составе "большой двадцатки" ( G20 ). И уже на втором саммите G20 2 апреля 2009 г. в Лондоне большинство из стран "большой двадцатки" поставили вопрос о реформе международных финансовых институтов включая - реформу МВФ с изменением настоящих "квот". Соглашение о регулирование квот было принято еще в 2010 г., и одобрены резолюцией № 66-2 Совета управляющих МВФ от 15 декабря 2010 г. и оно должно было удвоить объем потенциального кредитования до $739 млрд, а также дать развивающимся странам больше влияния в МВФ и должно гарантировать стабильность мировой валютной системы, чтобы исключить подобные кризисы и злоупотребления своим положением США и западными странами. Причем президент Владимир Путин даже подписал закон принятый Госдумой 10 июля и одобреный Советом Федерации 18 июля 2012года., вносящий поправки в соглашение РФ с МВФ ,согласно которому квота России увеличится с 2,49% до 2,71% и составит $12,9 млрд. СДР. Увеличение квоты России в МВФ позволит стране переместиться с 10-го на 9-е место по уровню влияния в МВФ, опередив Канаду и Саудовскую Аравию, а доля стран БРИК увеличится с 10,71% до 14,18% , что приблизит эти страны к блокирующему пакету в 15%.
Несмотря на то, что большинство из 188 стран-членов МВФ реформу уже одобрили, а США на всех саммитах G20 постоянно подтверждают свое согласие на нее, но однако на деле реформа не идет. Республиканцы в Конгрессе США блокируют принятие соответсвующего закона о регулировании квот МВФ. Но если Конгресс США согласится, то это сделает Китай третьим по величине членом МВФ, в то время как доминирование западных стран в совете МВФ будет снижено а значит и большинства на принятие управляющи решений у США и ЕС - больше не будет.
Причем помимо таких действий в Конгрессе США, в Нью Йорке 14 мая 2011г. неожиданно арестовывают 62-летнего директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана и предъявляют обвинения в сексуальных домогательствах к служащей одного из отелей Нью-Йорка. Сам Стросс-Кан свою вину, естественно категорически отрицает. Но уже 19 мая 2011 года он делает заявление об отставке с поста директора МВФ. И после этого (со временем) обвинение в суде США разваливается, точно так же как разваливаются все последующие подобные дела против него, но уже во Франции.
Министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард подавляющим числом голосов в 2011г. избирается советом директоров МВФ на пост главы МВФ (11 по счету директор ) на пятилетний срок. Потому что совету директоров МВФ импонировало желание Лагард продолжить реформирование этого финансового института, а также придать МВФ новую динамику. После этого о версиях такой тяги к реформированию МВФ со стороны деректоров и совета МВФ можно только догадываться, но о истинной причине дела Стросс-Кана догадаться явно проще.
И вот лидерами стран БРИКС на полях саммита G20 в Брисбене 2014г в объединенной декларации заявляется о намерении: Продолжать продавливать реформу МВФ без участия Штатов в случае, если США не одобрят согласованные в 2010г. реформы к концу 2014г.
Тоже самое говорит и Кристина Лагард сообщая о неком плане Б, если согласованный план А реформы МВФ не будет принят США до конца 2014 года.
А в аналитической записке, распространенной институтом мировой экономики им. Питерсона в Вашингтоне ведущим американским специалистом по МВФ Эдвином Труманом, который при Билле Клинтоне был помощником министра финансов США по международным делам, а ранее возглавлял управление международных финансов в Федеральной резервной системе США заявляется что: Международное сообщество должно готовиться к вероятности нового мирового порядка, в котором МВФ пополнял бы свои финансы и реформировал свою руководящую структуру без полного участия США и расписывается 4 варианта таких действий:
1. Дожидаться милости от американских законодателей, понимая при этом, что новый состав Конгресса США расположен к ней еще меньше, чем предыдущие...
2. Делать то же самое, предварительно завершив собственный очередной обзор системы квот.То есть чтобы американцы утверждали и реформу, и итоги обзора одним пакетом.
3. Составить тот же пакет, что и при втором, но заручиться при этом прямым согласием администрации США на реализацию этих решений без согласия Конгресса. Исполнительная власть в Вашингтоне, по предположению автора, могла бы на это и пойти, поскольку она поддерживает планы реформ в МВФ, но вот на Капитолийском холме подобный обходной маневр скорее всего был бы принят в штыки.
4. Учреждение некоего SupraFund, который был бы связан с нынешним МВФ, но был бы создан без прямого согласия правительства США, и в котором Соединенные Штаты не имели бы права вето. В конечном счете SupraFund по сути подменил бы собой нынешний МВФ.
Как говорится в таких случаях не предупреждал США - только ленивый! А потому альтернатива МВФ на подходе, но об этом позже...