Курник - свадебный пирог с курицей. Петух и курица - образы эротической и плодоносной силы. Птицы вообще - призыв небесных сил.
Украшение пирога может быть разным. Здесь он заснят вверх ногами: яичко, которое мы видим вверху - является низом картины. Над ним петух топчет курочку. Вокруг - условные ростки.
Мясо на вертеле.
Разные типы пирогов с начинкой можно соотнести с женскими статями, ведь пирог в том числе - образ лона. Закрытый пирог - девичье состояние, открытый - замужнее. А решетчатый - в самый раз на свадьбу, когда "ломают прорубь".
Блины - древнее поминальное блюдо. На такое важное событие как женитьба - обязательно просят благословения у Предков. Жениху и невесте перед венцом хорошо посетить могилы Дедов своего Рода, принести гостинцев, посидеть у них, испросить их позволения на союз.
Испитие из одного сосуда.
Поздравительные речи гостей.
Подарки.
Оставив гостей пировать, молодые удаляются в покои "почивать" в сопровождении дружки и свахи. Те должны проверить, не подброшено ли в комнату худых наузов или колдовских предметов.
Постель стелется из соломы и мохнатых шкур (для богатства), под постель насыпано зерно.
Для всестороннего изобилия хорошо в брачной комнате поставить полные ёмкости с мёдом, зерном и водой.
Вдогонку молодым гости кричат благопожелания:
«Кунью шубу топтать!
Здоровенько спать!Весёленько встать!»
Молодые уединяются, а снаружи им продолжают петь:
Не по погребу бочоночек катается
Лебедин мой, лебедин,
Лебедь белый молодой.
Велеслав-от женой величается
Лебедин мой, лебедин,
Лебедь белый молодой
- Уж ты, Ладушка, разуй,
Алексевна, разобуй.
- Я бы рада разобуть,
да не знаю, как зовут.
Одну ноженьку разула -
Велеславом назвала.
А другую я разула -
Геннадьичем назвала.
Подпоясочку сняла -
милым дружком назвала.
Подпояску на крючок -
сама к ему под бочок.
Подкачуся, подвалюся,
никого я не боюся.
По традиции жена разувает мужа. Не стоит видеть в этом какого-то уничижения. Напротив, современным городским девицам не грех испробовать это ощущение готовности помогать и даже жертвовать, потому что у колеса не может быть две оси, и в семье не может быть две главы...
Также, в зависимости от обстановки действа, молодые могут уединиться в лесу.
При выходе из хором молодожёнов приготовлена глиняная посуда для битья. Разбивание посуды отгоняет нечисть, заставляя её считать, что худое уже случилось, - помимо громкого звука, который обережен сам по себе. Кроме того разбитый сосуд - образ перехода, свершившегося для молодых. Также он обозначает разрушение девственности невесты.
Когда молодых "будят", сваха спрашивает у выходящего мужа:
"Лёд ломал или в прорубь упал?" Это иносказательный вопрос о невинности молодой жены.
Убита дороженька бархатом,
Убита широкая алыим!
Кто эту дороженьку торил-убивал?
Убивал дороженьку Велеслав-сударь
Свет Геннадьевич,
Он ко тестюшке в гости ходючи,
Дороги гостинцы носючи:
Первой-то гостинец - чернослив,
Другой-то гостинец - виноград,
А третий гостинец - сам на двор...
После этого молодые возвращаются на пир, который теперь идёт в самый разгар и называется Красный стол.