Притязания на Третий Рим

Nov 16, 2013 12:54

Оригинал взят у lepestriny в Притязания на Третий Рим


Семь легендарных холмов Москвы в середине XVI века: 1.Боровицкий холм (Маковица); 2.Псковская горка; 3.Таганский холм (Швивая горка); 4.Ивановская горка (Алабов холм); 5.Красный холм; 6.Старо-Ваганьковский холм; 7.Чертольский холм

В середине XVI века выделяли следующие холмы: Боровицкий холм (Маковица); Псковская горка; Таганский холм (Швивая горка); Ивановская горка (Алабов холм); Красный холм; Старо-Ваганьковский холм; Чертольский холм[1].

В настоящее время к «Семи холмам» относят следующие возвышенности: Боровицкий холм (он же Кремлёвский холм); Ивановскую горку; «Три горы» (районы Пресня и Ваганьково); Тверской холм, или Страстная горка (ныне Пушкинская площадь); Сретенский холм, или Сухаревский холм (близ пл. Сретенские Ворота); Таганский холм, или Швивая горка (Заяузье); Введенские горы, или Лефортовский холм (в Лефортове) и Воробьевы горы.

Кроме вышеупомянутых холмов, иногда к ним добавляют Крутицы, Красный холм (на Яузе) и Напрудный холм, или Сущёво (Сущёвский вал) (между реками Неглинной и Напрудной).



К примеру, официоз:
Михаил Васильевич Ломоносов отмечал: "Москва стоит на многих горах и долинах, по которым возвышенные и униженные стороны и здания многие города представляют, которые в один город соединились.... Если принять три горы за один холм, распавшийся на три, то он вместе с другими главными составит семь холмов, по коим и сравнивают Москву с семихолмным Римом и Константинополем".

...В том же Царьграде (Константинополе) объявились сами собою предсказания, что победу над бесерменством исполнить никто иной, как именно русский род. Очень естественно, что наш летописец пользовался этими гаданиями цареградских христиан и внес в летопись их же свидетельство, что если исполнились предсказания о погибели Царьграда, то исполнится и последнее предсказание, как пишут, что "Русский род победит и Седмохолмного приимут и в нем воцарятся". Таковы были ходячие легенды о Седмохолмном. Ясное дело, что по этим легендам и Третьему Риму, славному городу Москве, надо быть также Седмохолмному.

Топографическое расположение Москвы в действительности представляет как бы очень холмистую местность, где легко обозначить не только семь, но и более разнородных холмов. По-видимому, эта мысль о семи московских холмах уже ходила в народе с того времени, как было составлено приведенное выше сказание о Третьем Риме. Один из иноземных путешественников в Москву, Яков Рейтенфельс, еще в семидесятых годах XVII столетия упоминает уже о семи холмах и пишет, между прочим, что "Город (Москва) расположен на семи средних по высоте холмах, кои тоже не мало способствуют наружной его красоте". Другой путешественник Эрколе Зани (1672) тоже повествует, что город "заключает в своей окружности семь холмов".

Иностранцы едва ли могли сосчитать Московские холмы, не очень явственные и для тутошних обывателей, а потому, несомненно, они записали только ходячие сведения у тогдашних грамотных москвичей, которые очень хорошо знали свои урочищные горы, например, Красную горку возле университета, Псковскую гору в Зарядье, Гостиную гору у Николы Воробино, Лыщикову гору на Воронцове, Вшивую при устье Яузы и т. д. и по этим горам могли насчитать полных семь гор или семь холмов. Однако нам не встретилось никаких указаний на такое старинное перечисление Московских холмов.

В наше время толки о семи холмах особенно настойчиво были проводимы известным историком Москвы И.М.Снегиревым. В разыскании московских семи холмов принимали участие естествоиспытатель Фишер фон Вальдгейм, журналист Сенковский, историк Погодин.

Вероятно, при содействии Снегирева естествоиспытатель Фишер в месторасположении города нашел именно семь холмов, маковицы которых, т. е. самые высокие места, он указывает - для первого холма колокольню Ивана Великого. Другие маковицы находятся: для второго холма на Покровке церковь Успения Богоматери, для третьего - Страстной монастырь, для четвертого - Три горы, для пятого-Вшивая горка; для шестого-Лафертово (Лефортово), т. е. Введенские горы, и, наконец, для седьмого холма местность от Нескучного до Воробьевых гор.
Погодин вместо Трех гор указывал возвышенность от Самотеки и Трубы к Сухаревой башни. Сенковский насчитал девять холмов, полагая Три горы за три холма.

Таковы новейшие сказания собственно о месторасположении Москвы. По этому поводу мы приводим здесь наши наблюдения, изложенные в критическом разборе сочинения Снегирева.

Москва, действительно, лежит "на горах и долинах", но эти горы и долины образовались собственно от потоков ее рек и речек. В сущности же, в общем очертании Москва большею частью занимает ровную местность, что замечали и иностранные путешественники еще в XVI столетии. В ее черте нет даже таких перевалов, какие находятся, например, в ее ближайших окрестностях под именем "Поклонных гор". Горы и холмы Москвы суть высокие берега ее рек; долины и болота - низменные, луговые их берега; таким образом, эти горы будут горами только в относительном смысле. Кремль - гора в отношении к Замоскворечью, так как местность Ильинки или Варварки - гора в отношении к низменному Зарядью; Маросейка в отношении к Солянке (Кулишкам); но и Кремль, и Ильинка, и Маросейка суть ровные места в отношении к Сретенке, Мясницкой и т. д."...
Забелин И.Е. История Москвы: изд. 1913 года
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/moscow/sevenholm/holmi_moskvi.htm

На самом деле холмы есть, конечно же, но большей частью они расположены или располагались за пределами тогдашней Москвы. Но столь бурного разрастания города тогдашние мудрецы предвидеть не могли.
Previous post Next post
Up