Оригинал взят у
lepestriny в
Притязания на Третий Рим Семь легендарных холмов Москвы в середине XVI века: 1.Боровицкий холм (Маковица); 2.Псковская горка; 3.Таганский холм (Швивая горка); 4.Ивановская горка (Алабов холм); 5.Красный холм; 6.Старо-Ваганьковский холм; 7.Чертольский холм
В середине XVI века выделяли следующие холмы: Боровицкий холм (Маковица); Псковская горка; Таганский холм (Швивая горка); Ивановская горка (Алабов холм); Красный холм; Старо-Ваганьковский холм; Чертольский холм[1].
В настоящее время к «Семи холмам» относят следующие возвышенности: Боровицкий холм (он же Кремлёвский холм); Ивановскую горку; «Три горы» (районы Пресня и Ваганьково); Тверской холм, или Страстная горка (ныне Пушкинская площадь); Сретенский холм, или Сухаревский холм (близ пл. Сретенские Ворота); Таганский холм, или Швивая горка (Заяузье); Введенские горы, или Лефортовский холм (в Лефортове) и Воробьевы горы.
Кроме вышеупомянутых холмов, иногда к ним добавляют Крутицы, Красный холм (на Яузе) и Напрудный холм, или Сущёво (Сущёвский вал) (между реками Неглинной и Напрудной).
К примеру, официоз:
Михаил Васильевич Ломоносов отмечал: "Москва стоит на многих горах и долинах, по которым возвышенные и униженные стороны и здания многие города представляют, которые в один город соединились.... Если принять три горы за один холм, распавшийся на три, то он вместе с другими главными составит семь холмов, по коим и сравнивают Москву с семихолмным Римом и Константинополем".
...В том же Царьграде (Константинополе) объявились сами собою предсказания, что победу над бесерменством исполнить никто иной, как именно русский род. Очень естественно, что наш летописец пользовался этими гаданиями цареградских христиан и внес в летопись их же свидетельство, что если исполнились предсказания о погибели Царьграда, то исполнится и последнее предсказание, как пишут, что "Русский род победит и Седмохолмного приимут и в нем воцарятся". Таковы были ходячие легенды о Седмохолмном. Ясное дело, что по этим легендам и Третьему Риму, славному городу Москве, надо быть также Седмохолмному.
Топографическое расположение Москвы в действительности представляет как бы очень холмистую местность, где легко обозначить не только семь, но и более разнородных холмов. По-видимому, эта мысль о семи московских холмах уже ходила в народе с того времени, как было составлено приведенное выше сказание о Третьем Риме. Один из иноземных путешественников в Москву, Яков Рейтенфельс, еще в семидесятых годах XVII столетия упоминает уже о семи холмах и пишет, между прочим, что "Город (Москва) расположен на семи средних по высоте холмах, кои тоже не мало способствуют наружной его красоте". Другой путешественник Эрколе Зани (1672) тоже повествует, что город "заключает в своей окружности семь холмов".
Иностранцы едва ли могли сосчитать Московские холмы, не очень явственные и для тутошних обывателей, а потому, несомненно, они записали только ходячие сведения у тогдашних грамотных москвичей, которые очень хорошо знали свои урочищные горы, например, Красную горку возле университета, Псковскую гору в Зарядье, Гостиную гору у Николы Воробино, Лыщикову гору на Воронцове, Вшивую при устье Яузы и т. д. и по этим горам могли насчитать полных семь гор или семь холмов. Однако нам не встретилось никаких указаний на такое старинное перечисление Московских холмов.
В наше время толки о семи холмах особенно настойчиво были проводимы известным историком Москвы И.М.Снегиревым. В разыскании московских семи холмов принимали участие естествоиспытатель Фишер фон Вальдгейм, журналист Сенковский, историк Погодин.
Вероятно, при содействии Снегирева естествоиспытатель Фишер в месторасположении города нашел именно семь холмов, маковицы которых, т. е. самые высокие места, он указывает - для первого холма колокольню Ивана Великого. Другие маковицы находятся: для второго холма на Покровке церковь Успения Богоматери, для третьего - Страстной монастырь, для четвертого - Три горы, для пятого-Вшивая горка; для шестого-Лафертово (Лефортово), т. е. Введенские горы, и, наконец, для седьмого холма местность от Нескучного до Воробьевых гор.
Погодин вместо Трех гор указывал возвышенность от Самотеки и Трубы к Сухаревой башни. Сенковский насчитал девять холмов, полагая Три горы за три холма.
Таковы новейшие сказания собственно о месторасположении Москвы. По этому поводу мы приводим здесь наши наблюдения, изложенные в критическом разборе сочинения Снегирева.
Москва, действительно, лежит "на горах и долинах", но эти горы и долины образовались собственно от потоков ее рек и речек. В сущности же, в общем очертании Москва большею частью занимает ровную местность, что замечали и иностранные путешественники еще в XVI столетии. В ее черте нет даже таких перевалов, какие находятся, например, в ее ближайших окрестностях под именем "Поклонных гор". Горы и холмы Москвы суть высокие берега ее рек; долины и болота - низменные, луговые их берега; таким образом, эти горы будут горами только в относительном смысле. Кремль - гора в отношении к Замоскворечью, так как местность Ильинки или Варварки - гора в отношении к низменному Зарядью; Маросейка в отношении к Солянке (Кулишкам); но и Кремль, и Ильинка, и Маросейка суть ровные места в отношении к Сретенке, Мясницкой и т. д."...
Забелин И.Е. История Москвы: изд. 1913 года
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000754/histbibil/moscow/sevenholm/holmi_moskvi.htm На самом деле холмы есть, конечно же, но большей частью они расположены или располагались за пределами тогдашней Москвы. Но столь бурного разрастания города тогдашние мудрецы предвидеть не могли.