Человек несовершенный

Feb 21, 2006 16:49



Канта читаете?! Вам пока Колобка читать надо.
(с) преподаватель философии.
Это обо мне :)


Если вы задались целью постигать, как падает камень, то нет никакого смысла раз за разом смотреть, как он падает с одной и той же башни на одно и то же место. Повторы не дают новой информации.
Если одного опыта недостаточно, то условия падения камня нужно изменять. Причем изменять не в сторону упрощения, а в сторону усложнения. Упрощать их смысла нет - простые условия уже заключаются в сложных. Для камня нужно, так сказать, ухудшать условия, в которых он падает - сильный боковой ветер, преграды на пути, и т.п.
Конечно, можно познавать падение камня так же заменяя и камень, рассматривая, как разные камни будут преодолевать высоту. Но простое комбинирование вариантов камня и вариантов условий падения даст наблюдателю умноженное количество информации. А наблюдение ведется именно ради информации.
Таким образом, следя за падением камня, наблюдатель вынужден будет ставить камень во все более сложные условия.

Если предположить, что человек создавался для того, что бы совершенствоваться и для наблюдения этого процесса создателем, то создатель будет вынужден ставить каждого нового человека в более сложные условия. И здесь мы придем к пониманию создателя, как сумасшедшего ученого, подключающего обезьянку ко все более высокому напряжению.

Эти рассуждения верны, если продолжительность отдельного опыта значительно меньше всей продолжительности эксперимента и обе эти продолжительности - величины конечные. Если же, по каким либо причинам, длительность эксперимента не имеет временных ограничений, то в силу вступают другие закономерности.

Когда же эксперимент может потерять характеристику продолжительности? В том случае, если экспериментатор не имеет временной координаты. Можно предположить, что таким экспериментатором является Бог.
Традиционно считается, что Бог - совершенен. И его совершенству не хватает только одного - познания процесса перехода от несовершенства к совершенству. Для этого и проводится эксперимент.
Такой эксперимент не имеет временной координаты, как не имеет ее и Бог. Соответственно, для него нужны объекты, опять же лишенные этой координаты. Нечто, возможно, созданное Богом.
Эта субстанция создана несовершенной, цель ее существования - стремиться к совершенству, но никогда его не достигнуть. Достижение совершенства означало бы конец эксперимента и познание Совершенным Несовершенного. А это невозможно, так как Совершенство не может меняться. Если оно изменится и познает, это значит, что оно не было совершенным.

Назовем объект эксперимента Универсумом. Возможность стремления Универсума к совершенству достигается за счет изначального несовершенства составляющих его частей. Совершенным состоянием Универсума было бы состояние, когда все составляющие его части совершенны и находятся в совершенном взаимодействии друг с другом. Несмотря на то, что такое состояние недостижимо, отдельные составляющие вполне способны стать совершенными. Более того, целью их существования является совершенствование.
На каком-то уровне детализации частью Универсума является и человек. Таким образом, человек участвует в эксперименте Бога. Но не непосредственно, а как часть системы. Поэтому взаимодействие человека с Богом происходит не напрямую, а через систему, через Универсум, при помощи множества, возможно бесконечного, "промежуточных" объектов, включающих друг друга.

Человек является частью эксперимента, но он не является венцом творения. Он всего лишь элемент, имеющий свое предназначение. Но ни в коем случае не венец творения. Общение с Богом невозможно, особенно на уровне "прошу-получаю", это бы нарушило чистоту эксперимента. Однако возможно взаимодействие человека с окружающим его миром, когда он не просит, но берет то, что ему надо. Однако брать он должен, не забывая об экологии своих поступков.
Если он берет эгоистически и повышает степень своего совершенства за счет окружающего мира - это приводит к отдалению Универсума от совершенства, что противоречит, в конечном счете, цели человека.

Таким образом мы подходим к концепции человеческого экологического эгоизма. Эгоизма, где задачи личности стоят превыше всего, но эгоизм этот регулируется общей экологией Универсума.

Надеюсь, через пару десятков лет я все еще буду способен посмеяться над собственными рассуждениями :)

религия, философия, переосмыслить через 10 лет

Previous post Next post
Up