Feb 03, 2016 18:15
Вот было такое в нашей истории - одомашнивали в России лосей и запрягали их в упряжки и сани, а также ездили верхом, даже пытались воевать на них. А позже Петр I своим указом запретил появляться с лосями в поселениях, так как пугливые животные могли понести и от страха загубить массу народа. Лоси тогда, вероятно, уходили плавно, на коней менялись не одномоментно, а в определенный исторический период. Наверное, те люди, которые использовали лосей для извоза тогда пострадали не сильно и эта смена была постепенной. Ушло несколько веков.
Шло время, повсюду использовались кони- верные помощники во всём, от мирной жизни до войны. Огромные стада - в 1916 году в России было около 38 млн. коней. До тридцатых годов двадцатого века лошади использовались повсеместно, даже в крупнейших городах. В Великую Отечественную лошадь использовалась наравне с машинами, но уже в 1955 году кавалерия была расформирована. И далее поголовье домашних лошадей постоянно уменьшалось. На это ушло лет пятьдесят. Люди, которые были завязаны на коней постепенно переквалифицировались, у них опять же было на это даже время.
Сейчас в России чуть больше миллиона коней, используемых в различных отраслях, да и всего две лосефермы, где есть частично одомашненные лоси.
Что может угрожать автомобилю сейчас, когда он победил животное? Может это новые и ещё более перспективные автомобили- более безопасные, экологичные, экономные, создающие новые технологические прорывы, возможно, что даже неуправляемые вручную. Представьте себе, что меняется сразу целый набор отраслей- от грузовых перевозок, до строительства, затронет этот технологический виток миллионы людей. пройдется по судьбам живущего ныне поколения, которому придется искать себя в новых реалиях.
Что если жизнь даст нам на это перепрофилирование и переформатирование всего лет двадцать? Ведь будущее уже наступило. Когда-то мощное лобби извозчиков сначала с пренебрежением отнеслось к появлению первых авто, но вскоре стало уже не до смеха...
Новый автомир создаст и новый подход к потребляемому топливу. Что если предположить, мы в определенный момент поверили в стабильность разделения труда в мировой экономике и сделали на это ставку? И ошиблись. Т.е. мы знали о будущем, но ждали его много позднее. Могло ведь такое с нами случиться? Что если основной ужас не в том, что исчерпаемые энергоресурсы скоро исчерпаются?
Кроме того, мы столкнулись ещё и с тем, что традиционные потребители наших энергоносителей постоянно взвешивают вопросы своей безопасности, в том числе и энергетической. Что если и впрямь эра угля, нефти и газа заканчивается прямо на наших глазах и во многом эта эра будет схлопываться с ускорением с каждым годом?
Тогда у меня сразу всё складывается в картинку- все примерно знают о конце эры, в узких кругах признают это и пытаются отхватить от заката хоть что-то любыми возможными методами и по любой цене. Отсюда и раскупоривание запасов американцами, нежелание договариваться основным поставщикам, создание напряженности в традиционных регионах экспорта, чтоб успеть расстаться со своими ресурсами пока ещё можно. Отсюда и наше активное желание увеличивать количество трубопроводов для прокачки в любые стороны- пока берут, надо продавать по любым ценам, а если удастся напоследок их задрать- так это вообще замечательно.
Нефть, газ, уголь никуда не денутся полностью, как никуда не исчезли кони и лоси, просто потребность в них будет постоянно уменьшаться. Возобновляемые источники энергии, термояд, мирный атом, химия и биология на службе энергетики кардинально поменяют баланс потребления источников энергии. А традиционные источники останутся в основном для внутреннего потребления. В целом, мне кажется это вполне логичным.
Россия,
нефть,
инновации,
политика