Гариф-бабай

Mar 11, 2015 23:51

Вчера обнаружил, а сегодня окончательно удостоверился, что дед челябинского троюр. брата Марата, в смутные годы сразу после выдворения чехов из Казани, был избран председателем артели. Время было бедное. Пришлось уйти от фруктовой торговли, и перейти на более прозаическую. Но сам статус всеобщего избрания председателем, говорит о том, что Гариф бабай не был таким бедным, как некто (не Марат) утверждал, что семейство было бедным-бедным.
Гариф-бабай был сыном Садыка из села Айдарово Цивильского уезда Казанской губернии, и чаще записывался без отчества, т.к. отчество было как и фамилия - Садыков. У него была обширная география предпринимательской деятельности, и Архангельск, и центр Российской империи за пределами Казанской губернии. Занимался даже синематографом, но в этом предприятии прогорел вместе с компаньоном.



В Казани Гариф-бабай жил в соб.доме на Тулуповке в Адм.слоб. (Бишбалта).
Однако, ближе к предреволюционным годам, их семейство перебрались к центру Казани. Жили близ границы 1-й и 4-й городских частей, в доме малолетнего наследника Утямышева. Поскольку Гарифу Садыкову надо было ежедневно ходить в Александровскiй пассажъ.
В метрической записи о рождении в 1903 г. его старшей дочери Биби-Сары, копию которой мне дал Юныс Сафиуллин, было указано, что отец новорожденной Айдар авылыннан Мохәмәтгариф Мухәммәтсадык углы, т.е. уроженец села Айдар, Мухамметгариф сын Мухаметсадыка. Именно такие сведения указаны и в отношении председателя той артели, проживавшего также в Адм.слободе, где и была зарегистрирована сама артель. К тому времени Садыковы вернулись на Тулуповку. Из квартиры на Поперечно-Владимирской, семейство Садыковых вынуждено было съехать во время революции. Удрали и хозяева дома - попечители вместе с наследником, предупредив и квартирантов, чтобы тоже не мешкались, а быстрее отсюда съезжали.
Артель, в которой стал председательствовать Гариф-бабай, снабжала горожан дарами природы, у неё добытыми нелегким трудом. И снабжали не только весь район Бишбалта. А по всей видимости и левобережную часть Казани.
Так что на сложные во всех отношениях 1918-1919 годы, выявил род деятельности деда Марата с его отцовской стороны. Подробности уж будут в бумажном варианте.

P.S.
Просматривая архивные дела за те годы, обратил внимание, что именно выдворение чехов из Казани, а не белой армии, являлось некой граничной чертой Нового мира. Который встречали люди даже с самым минимальным достатком, не очень радостно. Прошла муниципализация имущества. Лавки опечатали, и возвращать их владельцам, в т.ч. и хранящийся в них товар, совершенно не собирались. Кроме того, ещё до муниципализации, в лавках похозяйничали урыс кзыл аскеры 5-й армии. Реквизировали даже товары в экипажных магазинах. Естественно на безвозмездных началах. Кому-то б.м. за счастье, что безвозмездно. Иногда ведь возмездием могла быть не денежная компенсацiя, а пуля лоб... Про мародерства армии КОМУНЧа там ни словечка.

Казанская губерния, Казань, голодающие Поволжья, архивное, торговля, 20 век, Сара Садыкова, родственники

Previous post Next post
Up