Даже при частичном воспроизведении ссылка на Источникъ обязательна.
Как уже
сообщал ранее, казанские книжники собирались в послевоенное советское время в разных местах. Большинству же казанцев известна лишь воскресная барахолка в скверике на ул.К.Тинчурина. Которая вначале там была лишь сборищем книжников. А в постсоветское время туда влились пластиночники, продавались также аудио и видеокассеты. Даже в какой-то момент это стало основным ассортиментом тинчуринской барахолки. Постепенно на Тинчуринскую "книжку" превращающуюся в барахолку, перебрались из Ленинского садика нумизматы, филокартисты, фалеристы, филателисты частично. Последние собирались и в фойе Нац.музея.
Перебралась на Тинчурина и небольшая часть книжников отдельно от остальных книжных собратьев тусовавшихся вместе с коллекционерами Ленинского садика. И тоже с советских времен, но не изначально. Они в основном специализировались на искусствоведческой литературе, будучи ближе всего к филокартистам. Но постепенно перебрались в скверик на К.Тинчурина практически все.
Сейчас же сборище в скверике на К.Тинчурина ближе статусу блошиного рынка. Правда, не самого дешевого.
Кстати, такие фонарики в прямоугольном корпусе на 4.5 вольтовой батарейке КБСЛ, в заводском оригинале были покрашенными плотной эмалью для предохранения корпуса от коррозии. Но самые первые модели были без защитной краски.
Книги же стали здесь вытесняться достаточно интенсивно такой "блошиностью" Тинчуринской барахолки, да и спрос на беллетристику ощутимо упал.
В целом то и мне посмотреть на подобное старье интересно - вспомнить молодость, детство. Это ведь тоже какая-то часть не чисто материальной культуры, если и не духовной, но все равно что-то для души. Книги же все более уходят в прошлое.
Но когда увидел на бывшей книжке торгующих свининой, никакого отношении к культурным ценностям не имевшей, и вообще в месте, по сути, не отведенном для подобной торговли, это было уже за гранью разумного и допустимого.
И сами эти торговцы не люди, а свиньи.
Какова же история сборищ книжников на моей памяти.
В середине 1960-х гг. по воскресеньям на высоком цоколе крыльца здания "Дома печати" там, где был магазин №1 Таткниготорга, кучковались те, кто продавал старые учебники и прочий букинистический хлам. Там же какое то время собирались и разные коллекционеры, о чем упоминал прежде. Постепенно же книжный дефицит в СССР становился все ощутимее и к концу 1960-х как минимум, книжники стали собираться над лесенкой идущей от Ленинского сада к КГУ и тогдашней ул.Ленина, где в разбитом там скверике тогда собирались и другие коллекционеры.
Лесенка эта, напомню, существовала здесь с 1925 года. Она упоминалась в книге "Казань" нашего историка и археолога Н.Ф.Калинина.
Потом книжники уже при моей взрослой жизни собирались и на площадке против трамвайной остановки Абжалилова. Примерно там, где сейчас автозаправка. Далее на памяти недолгое сборище книжников на территории стадиона Тасмы. Видел там как по 100 рублей запрашивали за ГДРовский альбом Босха, который свободно лежал в магазине книг соцстран "Дружба" по 40 руб.
Магазин "Дружба" - одноэтажный пристрой еще без сосновой рощицы. 1970-е гг.
Фрагмент фотографии из сообщества
Казан ностальжи Магазин этот располагался в начале ул.Чистопольской почти у Проспекта Ибрагимова и к концу 1970-х гг. был окружен небольшой сосновой рощицей.
В том месте несколько раз были облавы. Убегать там было не очень просто. После чего книжники стали собираться возле бассейна-отстойника очистных сооружений расположенного на задах скверика на ул.К.Тинчурина. Сейчас эти места с трудом можно узнать. Там, где по воскресеньям книжные жучки раскладывались клеёнки и полиэтиленовые простыни с выкладкой книжек, всё теперь в молодой поросли кустарника и деревьев.
Берег отстойника, где собирались книжники в советское время
В этом месте также неоднократно случались облавы, но место оказалось более стабильным для сборища книжников. Да и рассыпаться книжным жучкам по местности во время облавы здесь было гораздо проще.
Параллельно существовала небольшая книжная тусовка, при сборище коллекционеров в Ленинском садике. Но это были в основном не завсегдатаи основного книжного рынка. Например, появлялся в Ленинском садике известный коллекционер и книжник, работник скорой помощи Фима Нос. Со многими налаживались достаточно дружественные контакты, как на "Книжке", так и в Ленинском саду.
Помню, Фима Нос все советовал мне прочесть книгу Касвинова "Двадцать три ступеньки вниз" - о крушении династии Романовых, Распутине и т.д.
Но именно на книжном рынке видел и знакомился с наиболее маститыми казанскими книжниками старшего поколения. Это и Александр Иванович Дудченко живший в одном доме с Наилей Ахуновой - дочерью писателя Гарифа Ахунова, ныне достаточно известной поэтессы. И Илиадор Евстафьевич, о котором мне как-то рассказал забавную историю-притчу
Саша Кирпичников, и
Валентин Камашев. Бывали здесь известные книжники из числа преподавателей КАИ Борис Зыков (покойный) и Игорь Иваненко, из КХТИ Ф.А.Мусташкин - будущий директор книжной сети "Дом книги", с которым некоторое время вместе пришлось работать. Регулярно бывал здесь Юра-Маэстро, хотя он в большей степени был пластиночником, как и Раис. Ну, и без колоритной фигуры Иосифа Хапчика это был бы не книжный рынок.
Завсегдатаями "книжки" были любитель поэзии и фантастики Дима Файнберг, Сережа Подшивалов, Вася Загинайло, Серёжа-песочек, поклонник Оззи Осборна и групп "Блэк Саббат", "Черный кофе" - Саша Жорж_Санд-Ганди, усатый Ринат любивший подтрунивать над Сашей "Жорж Санд", Миша, «внешкор» компетентных органов И.Бобровский, Олег Сарыков (футоболист), Саша-маклер, Абдулла-с-тросточкой, Петя-беспредельщик, всякие там «Степанычи». Последнего совершенно не ценил как книжка Валентин Камашев.
Приходили Володя Модестов и Игорь Матвеев, друживший с нашим Исламом.
Отдельно надо отметить представителей основной "книжной мафии" светившиеся на этом книжном рынке, частью и на предыдущих: Сережа Филаретов, очень начитанный книжник, писавший даже статьи в центральную газету "Книжное обозрение". Леня Пресс, Леня Сонц - скрипач, позже в перестроечное время создавший в Казани еврейский народный музыкальный коллектив "Симха". Леонид как-то признался мне еще в те советские годы, что не рвется за интеллектуальными изданиями. Его интересовала добротная развлекательная литература. Ничего плохого в том конечно не было - сколько людей столько и предпочтений.
Была среди "книжной мафии" первого магазина Нэля-музыкантша. Позже, хотя я и не просил, она мне подобрала одну ученицу по классической гитаре. Ходил к ней на дом, но почему-то с этой ученицей как-то недолго вел занятия.
Кстати в составе "книжной мафии" при книжном магазине №3 Таткниготорга был и наш краевед Ильдар Абдрахманович Алиев. Но это не негативная оценка его, как человека. Что тогда подразумевалось под термином "книжная мафия". Это книжники, которые отслеживали завоз книжных новинок с книжной базы в магазины Таткниготорга.
Очередь занимали с самого раннего утра не просто в магазин, а в отдел художественной литературы, где для продажи выкладывались привезенные новинки. Поскольку наиболее спросовая литература издавалась в СССР не самыми большими тиражами, и до прилавка заметная часть тиража успевала оседать у правильных людей на всех этапах доставки книг от издательства к книжной базе и далее к прилавку, на прилавок такие издания попадали в крайне ограниченном количестве. На такой минимализм прилавка влияло и то, что часть тиража уходила по библиотечному коллектору в библиотеки разных уровней.
Магазином ТКТ заведовал тогда Б.А.Мнацаканов. Из продавщиц помню Иру из отдела ИЗО, особо можно было отметить красавиц Таню и юную скандинавского типа блондинку Наташу, тоже яркую красавицу Фиру Латинскую с непростой судьбой. Все три работали в художественном отделе. В отделе букинистики и книгообмена Фаю и Раю. Из числа продавщиц всего Таткниготорга именно Фая у книжников имела самый высокий статус по интеллекту и начитанности. Не зря она успешно и долго держала отдел книгообмена.
Так вот, с раннего утра очередь на завоз новинок в магазин держала местная "книжная мафия", состоявшая из живущая поблизости книжников. И.А.Алиев как раз и жил там. Помню там еще Ильдуса "Бушмета", и упорного книжника по прозвищу "Щит и меч". В советское время Ильдар Алиев появлялся на книжном рынке редко, как и большая часть книжной мафии с их третьего магазина ТКТ. А позже чаще пересекался с И.А.Алиевым в читальном зале НА РТ на ул.К.Нажми.
Помню, что какое-то время Саша Жорж Санд (с дополнением Ганди его знал только круг младшего поколения завсегдатаев "Букиниста") помогал мне после книжного рынка тащить хозяйственные тележки с книгами. Мы делали небольшой крюк, чтобы пройти через ряды Колхозного рынка, который закрывался позже книжного сборища. Там и к этому времени в соответствующий сезон продавалась хурма. Я то и тогда знал что это такое. Но большинство казанцев не понимало что это за фрукт, раскупала хурму плохо. И ее можно было спокойно выбирать на прилавках даже к концу работы колхозного рынка. Покупал хурму в приличном количестве, угощал ею и Сашу. Ели часть ее сразу на этом обратном пути, просто сухо протерев платком плоды. В связи с недоверчивым отношением к хурме казанцев, помню такой случай. Идем как-то с Сашей Жорж_Санд после "книжки" еще по территории рынка, едим только что купленную хурму, а навстречу идут две девчонки. Видят, как мы едим что-то похожее на яблоки, но внутри черного цвета. Они думают, что мы спокойно едим какие-то гнилые до черноты яблоки. Девчонки морщат свои мордашки и говорят нам ффффуууу!!! - Нам смешно…
В перестроечное время облав уже не припомню. А вот случаи когда сюда открыто приходили гости из МВД были. Как-то заехал конный милиционер. Он искал издание уголовного кодекса. Мы ему пояснили тогда, что такое издание бывает в Доме печати. Но только спрашивать его надо не в первом магазине ТКТ, А в соседнем крыле здания - магазине №25 ТКТ - "Политкнига" в котором имелись стеллажи с юридической литературой. Если только я не путаю уже номер магазина. Там кстати из девушек работала хорошая продавщица Вера. А другой продавщице помоложе, не буду назвать имя, учившейся на заочном отделении какого-то института, я помогал делать курсовые по литературоведению, хотя и
технарь по образованию.
Уже в постсоветское время книжники перебрались от того неприглядного места с отстойником, к фонтану этого скверика. Поскольку такие сборища перестали разгонять и вообще перестали обращать на них серьезное внимание.
И непогода и лужи книжникам не помеха. 2010 г.
Сюда приносил часть тиража своих книг Ильдар Алиев. Мы с Исламом брали для себя эти книги у него с автографом. Иногда заглядывал Радик Ибатуллин. Несмотря на боли в ногах последние свои годы бывал здесь и Валентин Камашев.
Ильдар Алиев что-то обсуждает с гражданином в белой куртке
Радик Ибатуллин подбирает техническую литературу по СВЧ.
Приходили
Веня,
Петр Андреевич, Малик, А.Садыков
Веня у своей книжной выкладки
Ислам обсуждает с Петром Андреевичем свои текущие книжные приобретения
П.С.
Кто-то мне сообщал, что и Игорь Иваненко ушел.