Фотографии с конфы

Sep 10, 2020 18:49

Народ потихоньку подтягивался, хотя в итоге подошли не все заявленные участники. В т.ч. по уважительной причине отсутствовала Дина Диасовна.



После официальной вводной части, правда не отвлеченной на всякие решения очередного партсъезда, перешли к самим докладам.


Первой доклад делала ЛОБАШЕВА ИРИНА ФАЕКОВНА, кандидат искусствоведения, доцент Казанского государственного института культуры, преподаватель Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина, Казань. Тема: Своеобразие и специфика коллекции произведений Казанской художественной школы (1895 - 1920-е) в собрании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
Затем с докладом: «Педагогические традиции Казанской художественной школы»


выступила ДАРИЧЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА, кандидат педагогических наук, преподаватель Казанского художественного училища имени Н. И. Фешина, Казань


Затем увидел свою старую знакомую Раузу Солтан из ИЯЛИ.



Если быть точнее, СУЛТАНОВА РАУЗА РИФКАТОВНА, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, заведующий отделом изобразительного и декоративно-прикладного искусства Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, Казань. Тема её доклада.
Школа мастеров (о подготовке сценографов в Казанском художественном училище имени Н. И. Фешина).
Из её доклада узнал, что Беньков оказывается в советское время серьезно занимался и театральным оформительством.

Карл Людвигович Мюфке очень тесно был связан с КХШ. Два следующих докладчика поделились о нём и его семье обилием очень интересной информации.
ГЛАЗЫРИНА ЮЛИЯ ИГОРЕВНА, архитектор, исследователь, Казань


Доклад «Вклад Карла Мюфке в становление Казанской художественной школы»


Как вчера упоминал, в перерыве выкупил у неё книгу о К.Л.Мюфке, в которой отражен не только Казанский период его жизни.




КОРЕЕВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА



директор Дома-музея академиков А. Е. и Б. А. Арбузовых при Институте органической и физической химии имени А. Е. Арбузова Казанского научного центра Российской академии наук, Казань


Её доклад: Муза Карла Людвиговича Мюфке. Превращение «Снегурочки» в «Жемчужину» (о Наталье Ерминингельдовне Арбузовой-Мюфке (1879-1907))

На выставке к 125 летию КХШ на 3-м этаже галереи «Хазинэ» был представлен фрагмент интересного бального жемчужного платья - снегурочки превратившейся в жемчужину - Натальи, жены К.Л.Мюфке.
В самом же докладе были представлены фрагменты трогательной переписки студентки КХШ Натальи и её преподавателя К.Л.Мюфке, который таким образом добивался её руки не один год. Докладчик пообещала что со временем вся переписка будет опубликована в научно-документальном издании, поскольку, хоть это и личное частное пространство, но интереснейший документ эпохи, содержит немало интересных фактов, а также характеризует обеих участников переписки, как людей высоко нравственных.

По окончании этого доклада, как и было по регламенту объявили обеденный перерыв, но большинством голосов сократили его до 30 минут. Тем не менее, пишущий эти строки ипташ успел и книжку выкупить, и пошамкать в кафе-столовой в соседнем здании на втором этаже. Забыл как называется.
Примечательно, что я то питаюсь скромно, с целью сбережения остатков здоровья, но в тутошних поедательных заведениях цены не самые демократичные, хотя нельзя сказать что недоступны. Как-то я отписывал про давно уже исчезнувшее на территории кремлина поедательное заведение под названием «Юнкерское». Название взятое от здания бывшего юнкерского пехотного училища (КВУ), где та кафешка размещалась. Но юнкера, были людьми не самыми богатыми, и потому с этой т.з. цены в том «Юнкерском» кафе, были далеко не юнкерские.
В той же столовой, где трапезничал в этот раз, на кассе с меня потребовали за стакан морса и тарелку тушеных овощей, которые украшали пол-порции говяжьего рагу с одним кусочечком мяса, что-то типа 225 руб. Переведя голосовые связки на режим самого тщедушного тона, спросил, а делают ли у них скидки пенсионэрам? Ответили утвердительно, милостиво сбавив стоимость что-то до 145 руб., а может и меньше, не помню.

На продолжение конфы чуть запоздал, шёл уже доклад ТУЛУЗАКОВОЙ ГАЛИНЫ ПЕТРОВНЫ


Галина Петровна кандидат искусствоведения, почетный член Российской академии художеств, стипендиат программы Фулбрайт 2003, Казань
Тема её доклада «Николай Фешин, Павел Беньков и Казанская художественная школа: наброски к теме»
Доклад был роскошнейший. Впрочем, в итоге вообще для меня сложилось что абсолютно все доклады что называется, мне в жилу. И почти у всех было пересечение с «Подлужкой». Оно и понятно, П.П.Беньков и не токмо он жил в Подлужке. И квартировалось там немало учащихся КХШ, по причинам, оговоренным в моём докладе, который был в рамках казанских докладчиков, последним.
После Галины Петровны последовал следующий мощнейший информационный удар - доклад «Казанская художественная школа в творческой судьбе Дмитрия Мощевитина (1894-1974)»


Докладчик, УЛЕМНОВА ОЛЬГА ЛЬВОВНА, сразила меня подробностями жизни художника в Подлужке.


Ольга Львовна кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства имени Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан, старший научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Обменялся с ней контактами. А только что выпущенная у нас в Казани книга о Мощевитине, сигнальный экз. которой продемонстрировала Ольга Львовна, заинтересовала одного моего камрада из числа значимых краеведов. Для тех кому интересно да. Реквизиты этой книги:
Дмитрий Павлович Мощевитин. 1894 - 1974. Жизнь и творчество / авт.-сост. О.Л. Улемнова, Н.Д. Мощевитина. Казань: Заман, 2020. 256 с. : ил.
ISBN 978-5-4428-0161-3

АХМЕТОВА ДИНА ИРЕКОВНА


искусствовед, лауреат премии имени Баки Урманче, главный научный сотрудник - советник директора по национальному искусству Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань. Её доклад явился открытием малоизвестных страниц о персоналиях из воспитанников КХШ:
«Годы учебы и поисков 1919-1923». Малоизвестная рукопись ученицы Н. И. Фешина Александры Родионовой

А следующий доклад вообще меня сразил. Герой доклада был родом из Арышхазды, поселения вроде как с татарской топонимикой, но с царских времен известном в качестве русской деревни. Но этот топоним связан с моей частной сельскохозяйственной практической деятельностью, а так же набегами на огороды и фазенды лично мне принадлежащие :)
Герой доклада там родился, у него очень непростая судьба, сидел как политзаключенный Свияжском в лагере, по освобождении поселился на бывшей Институтской ул., над Подлужкой.


Это Андрей Гурьевич Лошадкин - художник-агроном, как заявлено в теме доклада.
Докладчик - НЕЙДЕРОВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА.


заведующий сектором музейной педагогики Ресурсного центра творческого развития детей и подростков Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань.



В аспекте создания СХ ТАССР был для меня очень интересен доклад Становление «Союза Советских художников Татарии» 1932-1935 гг.


Который представила АВДОШИНА СВЕТЛАНА АРСЕНОВНА,


преподаватель Казанского театрального училища, Казань

Был так взбудоражен докладами, и прерговорами с соседями по расставленным стульям, что упустил начало следующего, завершающего доклада.



Если сверять с программой конференцуии, то должна была выступать ЦАРЕВА НАТАЛЬЯ СТЕПАНОВНА, кандидат искусствоведения, заместитель директора музея по научной работе Государственного художественного музея Алтайского края, г.Барнаул. Но с подсказки Ирины Фаековны Лобашевой, её доклад «Михаил Курзин - выпускник Казанской художественной школы. Судьба художника» был в видеозаписи, которую не успели показать из-за «цейтнота» с регламентом на время выступлений.
А на последней фотографии резюмирующий доклад по подготовке к юбилею КХШ хранителя фонда графики ГМИИ РТ - Новиковой Светланы Евгеньевны



Она представила электронный каталог выставки к 125-летию КХШ.
Со Светланой Евгеньевной общался в основном по телефону, потому не узнал. Но именно она в числе тех, кто помогал с иллюстративным материалом к моему докладу, который требовался для идентификации и топографической привязки акварели А.Н.Раковича с изображением Подлужной слободы.

По завершению конференции участникам раздали ещё три буклета по тематике конференции



UPD
Внесены исправления в сообщение про монографию о Н.Д.Мощевитине




осень, Казань, фотография, персоналии, музейное, даты, издания, мониторинг

Previous post Next post
Up