73. Опыт Зили Уфимской

Nov 16, 2011 20:36

Появились силы, начал перебирать недавно собранный материал, сравнивая с ранее добытым. В который раз убеждаюсь что нельзя доверять газетным статьям даже там, где казалось бы сведения должны быть априори точными.
Опять двадцать пять, как у Зили Уфимской некогда писавший в Советской Татарии, как простая деревенская девочка стала композитором, даже не удосужившись уточнить у родственников, что Сара Садыкова родилась в Казани.
Так и в моём случае, статья о проблемах и достижениях дяди Сáдри, написанная в 1930-х гг. журналистом оставшимся безвестным, в той же степени близка к истине, как и наша приснопамятная Зиля.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Журналюга переврал просто почти всё что мог. Указав после беседы, что Садри Ахунов родился в деревне Метески Арского района. Ну да, когда-то действительно и наши Олы Мәтәскә относились к Арскому кантону, но никак не Арскому району. Район был поочередно то Сабинский, то Тюлячинский. Ну ладно, этот момент можно считать опиской. Но Садри Ахунов родился в Екатеринбурге, кроме того в родной деревне его отца Салаха, Олы Мәтәскә, Садри никогда в жизни не был. Да, он считал, что корнями из этого села и даже указывал это в анкете. Быть может это он сам так навешал лапшу на уши корреспонденту Красной Татарии?
Едва окончив челябинскую торговую школу, в которой учился после завершения учебы в медресе, Садри Ахунов в 1920 году устраивался на работу в Челябинский жилкомхоз. Там он был принят на должность регистратора со скромным окладом. В анкете он так и указал:
1 ФИО Ахунов Садри
2 Какой губернии, уезда, волости, села или деревни - Казанской губ. Лаишевск.уезда, Пановск.вол. дер.Большие Метески
...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Есть, конечно, вариант, что дядя Садри не хотел давать о себе настоящих подробных сведений, поскольку имелось компрометирующее родство с социально чуждыми элементами в лице его дяди - моего дедушки Закира Ахунова. Салаху Ахунову, отцу Садри, даже весьма крепко осталось от чекистов из за брата Закира, несколько месяцев продержали несчастного Салахутдина в кутузке, но он так и не выдал им куда запрятал золото своего брата-буржуина. И не мог выдать, поскольку никуда его не девал, и в руках то не держал...
Но никак, никак не могли Б.Метески провожать Садри Ахунова в «большую жизнь». Направление в Свердловский художественный техникум в 1923 году дала С.Ахунову партийная организация Челябинска, как перспективному художнику работавшему с наглядной агитацией. Даже делать курсовую работу в 1929-1930гг. Садри Ахун, уже будучи студентом Лениградской художественной академии, приезжал именно в Челябинск.
В этой части пока есть пробелы. Непонятна судьба этого курсового проекта, который в 1929 году так взволновал некоторых горожан Челябинска.
Конечно, в 1930-х Садри жил уже в Казани, но его всегда тянуло к родителям, т.е. на Урал, в Челябинск, а никак не в родные Олы Мәтәскә. Это подтверждается фотографиями семейного архива.



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Например, этой, где С.Ахун в окружении родных: родителей, братьев, сестер и племянница. Один из братьев Садык, двоюродный со стороны матери. Племянница - дочка самой старшей сестры Садри.

* * *
За информационную поддержку по этому периоду жизни С.Ахуна, кроме родственников надо благодарить доцента ЮУрГу Гаяза Хамитовича Самигулова, директора ИД «Каменный пояс», чл.союза фотохудлжников России Дмитрия Григорьевича Графова и кучу сотрудников НА РТ, а за опосредованную информацию и сотрудников ОГАЧО.



архивное, Челябинск, Садри Ахун, родственники, Сара Садыкова

Previous post Next post
Up