Просматривая старые издания, обратил внимание на одну библиографическую рецензию Н.Г.Чернышевского относительно книги про «Православные и другие христианские церкви в Турции».
При этом вспомнилась реакция одного нашего местного интеллектуала (это без иронии) на какие-то события в Турции, которые он саркастически прокомментировал в стиле «это же страна религии мира», не совсем разобравшись в ситуации, а поддавшись сложившимся стереотипам. На деле виновниками событий на которые так среагировал тот человек оказались не турецкие мусульмане. И вообще, не только в Турции, но и странах Магриба до сей поры культовые сооружения зимми не были подвержены постоянным нападкам. И вспоминается при этом поездка в Каппадокию (Турция) в 2008 году. Как говорится лучше один раз увидеть…
Рельеф Каппадокии не просто впечатляет, но буквально ошеломляет, претендуя на звание восьмого чуда Света. Есть здесь множество наземных пещерных городов, прорубленных в горах или небольших тектонических образованиях напоминающих термитники. В некоторых случаях, древние города сливаются с современными, образуя смешные гибриды современного дома и «термитника» по типу некоего Тау-Тишек (см.записи с тэгом Тау Тишек).
Эта местность была освоена людьми ещё в доисторический период. В пещере Невшехир-Дживелек (куда мы не добрались, как и до жаждуемого мной Чатал-Гуюка) можно увидеть следы первобытных культур, здесь до сих пор ведутся раскопки. Хетты оставили в Каппадокии заметные следы в период 1200-700 гг. до н.э. После разгрома кемерийцами Фригийской державы в Анатолии появились мидийцы (585 г. до н.э.), а потом и персы (547 г. до н.э.). В период персидского царства территория делилась на «провинции» - сатрапии, поскольку каждой областью управлял сатрап назначенный царём. В древнеперсидском языке название этой местности звучало как «katpatuka» - в переводе означавший что-то навроде «край породистых коней». Это и стало основой для нынешнего названия местности, где «наследил» и Искандер Великий (Ляксандра Македонскив). В 17 г. н.э. римский император Тиберий присовокупил Каппадокию к Риму, и здесь стали процветать спокойствие и порядок. Но первые христиане всё же чтоб сохранить ещё бóльшее спокойствие перебирались из города в сёла. Четыре столетия г.Кайсери был религиозным центром, затем христиане перебрались в местность Гёреме и её окрестности. Приняв в основу христианскую доктрину в версии епископа Кейсери - Св.Василия, переселенцы начали вести внутри скал монастырскую жизнь. Святые сподвижники, видать, не зря выбрали “термитники» местом своего отшельничества.
Фактически это были первые христианские монастыри. В которых уже были и фрески. Самые ранние нативного стиля.
В ряде таких монашеских поселений роспись фресок была более поздняя, и, как следствие, более художественная.
Если некоторые из фресок выглядят тёмными, лишь потому что соблюдал здешние правила и фотографировал без вспышки, а в пещерках света не так уж и много.
Некоторые фрески носят следы насильственного уничтожения, особенно на лицах святых.
Однако, не всё это дело рук турок-сельджуков. В среде христиан много раз вспыхивали иконоборческие движения, вплоть до 15 столетия (Нидерланды), потому это последствия коллективного «творчества» христиан, мусульман и приехавших на экскурсию юсовских гринго.
Увы, и ныне встречаются туристы не шибко бережно относящиеся к этим объектам культуры. Напротив, их отношение исключительно потребительское - мы-ж заплатили!
Дело в том что монахи-отшельники и в стародавние времена обитания здесь не только молились. Необходимо было подумать и о хлебе насущном, а когда здесь стали создаваться первые христианские объединения святых отшельников - монастыри, служители Бога стали заниматься сельскохозяйственной деятельностью, выращивая скот и с/х-культуры, в т.ч. виноград для производства вина. До сих пор в долине меж «термитниками» растёт винный сорт винограда. Именно винный, не столовый.
Но вот, знаете ли, не все представители хомо сапиенс оправдывают свою классификацию, некоторые из этих представителей остались на предыдущей ступени развития гоминидов - являя своим поведением хомо-эректус, не более того.
В ту поездку почему-то так хамски вела себя часть польских туристов. И с остервенением обрывала виноградники на ходу пожирая все что успели сорвать.
Ещё надо заметить, что в сентябре в отелях столовых сортов винограда было в достатке, и для туристов, прибывших на экскурсию в Каппадокию, не было острейшей необходимости отпробовать местный сорт, тем более что он не столовый. Однако эти недостойные представители польского народа, просто как саранча ринулись рвать виноград. Окатывая припасенной для питья водой огромные виноградные гроздья и пожирая ягоды, как будто дорвались до этого единственный и последний раз в своей бестолковой, бесполезной и никчемной жизнёнки. Будучи от увиденного в шоке, успел запечатлеть лишь завершение всеуничтожительной «ясновельможной шляхтецкой» трапезы.
При этом нисколько не укоряю всех поляков. В каждой нации найдутся подобные. Еще надо принять во внимание, что тогда поездка в Турцию была относительно доступной, и могли поехать сюда и маргиналы сумевшие собрать на поездку грошики. В других случаях встречались быдлоганы из РФ и др. стран пост.советского пространства. В Турции то бывал неоднократно.
О поляках встречавшихся мне в зарубежных поездках в целом очень хорошее впечатление. Как-то будучи в Мáлаге повстречался с польским семейством прибывшем в город на один день, пока их пароход стоял на пристани. Облазил с ними почти весь Гибралфаро, очень приятно беседуя с главой семейства.
Помню и прекрасный коллектив коллег-пусконаладчиков приехавших к нам с командировкой из ПНР, когда я работал в одном из институтов. Это были душевные и скромные ребята оставившие о себе исключительно благоприятное впечатление.