Посмотреть на Яндекс.Фотках Одной из основных задач этой поездки было посещение ОГАЧО (архива Челяб.обл.). Само здание архива не лишено оригинальности в части декоративной росписи. Когда уже сидел в читальном зале архива, подошел Д.Г.Графов - один из местных краеведов и директор ИД «Каменный пояс». Он представил меня местному руководству как «выдающегося казанского историка» и попросил содействия со стороны сотрудников архива. Протекция, благодаря высокому авторитету Д.Г. была успешной. За несколько сеансов посещения ОГАЧО удалось найти часть метрических записей о рождении старших родственников
. Часть, потому что переведена только часть метрических книг с 1916 по 1920 гг. Причем, переводил в 1999-2000гг. какой-то стаааарый бабай в очках с линзами толщиной в сантиметр. Сначала не разобравшись, я думал что переводил тот, кто пропечатан в конце последней страницы ахун Мухамед Хаким Мухамадзарифович, но потом понял, что это ахун М.М.Салимов, который умер ещё в 1920-м году. Кто был этот переводчик, неясно. По словам сотрудников архива этому бабаю, когда он переводил, было лет 80. С тех пор прошло более десяти лет, вряд ли он ещё жив...
Однако, изучение оригиналов метрических книг за период с 1916 по 1920-е гг, вызвало у меня сомнения, что перевод их полный. Похоже, переведен только раздел, который вел М.М.Салимов. Копии нужных мест из метрик на татарском языке, показал Рауфу Назиповичу во время поездки в Троицк, он подтвердил, что в соответствующих местах сделаны записи о рождении моего папы Мухамеднагима (1903) и двух его сестер Ркии (1901) и Амины (1907). Причем записи о рождении этих его сестер, во-первых, подтвердили то, что семья дедушки к 1901 году перебралась в Челябинск полностью. Во-вторых, что точно при рождении Амины бабушка записана (как я и предполагал) как Биби Кашифа дочь муллы Салахутдина (мулла Салахутдин кызы Биби Кашифа), что почти наверняка подтверждает версию о том, что отцом бабушки был первый указной имам Турнояса Салахутдин Мухаметаминев. Других там просто не было, да ещё что дочь звали Биби Кашифой.
Но есть ещё один нюанс с метрическими записями. Формулировки в справках из Уфы немного отличаются от челябинских. Так, папа в середине 1920-х получал метрические выписки о своем рождении по челябинской мечети не из Челябинска, а из ЗАГСа Уфы. По всей видимости, копии всех метрических книг хранились в Оренбургском Духовном Магометанском Собрании. Это в названии только оно было Оренбургским, поскольку в момент основания располагалось в ведении Оренбургской губернии, впоследствии, по образовании Уфимской губернии, в названии Магометанского Собрания сохранилось слово Оренбургское, хотя всегда оно находилось в Уфе. Вероятнее всего разночтения в метриках по Ак-мечети могли быть, т.к. копии для Уфы воспроизводились рукописно.
В переведенных метриках ОГАЧО за 1917 год обнаружил запись о рождении мамы Мрада, Марьям и её близняшки Юнуса. Юнус умер во младенчестве, а Марьям-апа здравствует и поныне. Обнаружил 15 июля, а рождение записано 16 июля, в то время как официальная паспортная дата 17 июля. Но не стали огорчать фактом более раннего рождения пожилого человека и отметили день рождения Марьям-апы по паспортным данным.
Ниже дореволюционная фотография Жамиля и Марьям Ахуновых
Интересно, что и дядя Жамиль и Марьям-апа имели отношение к связи. Марьям Салахутдиновна отучившись в казанском электротехникуме связи и выйдя замуж за сокурсника Салиха Гарифовича Садыкова, вернулась с семьей в Челябинск. Салих погиб в бою 22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны. Марьям всю жизнь проработала в отделении связи железной дороги.
Во время поездок в ОГАЧО столкнулся и с последствиями дорожных революций бушующих по многим городам РФ, не прошедшим и мимо Челябинска. Так, в последние заезды не мог свернуть с ул. Свободы на ул.Труда чтобы проехать к ОГАЧО по ул.Кирова по мосту через Миас. Пришлось блуждать в поисках объезда. Автонавигатор был бесполезен, и вот проезжая по проспекту Победы столкнулся с неправильным перекрестком.
Посмотреть на Яндекс.ФоткахЕсли остановиться на нём по правилам, перед стоп-линией, то не видно самого светофора, точнее сигнала стрелки. Какой-то ящик установленный на трамвайной остановке, его загораживает. Почему так далеко нарисована стоп линия, и кто додумался загораживать обзор ящиками и рекламными транспарантами, неясно. Ясно одно, ГИБДД Челябы не следит за порядком на дорогах города, так же как и в других городах РФ.
Ну, а челябинские автомобилисты не бояться пересечь стоп-линию на этом перекрестке. Нарушают в целях безопасности дорожного движения. Такое только в РФ возможно или в самых отсталых странах.
Кроме метрик обнаружил одного Ахунова в младшем приготовительном классе торговой школы. Но инициалы этого мальчика не указаны. Кто это, папа или его троюродный брат Сáдри, неясно. Оренбургский историк Д.Н.Денисов считает что это Сáдри Ахун, но списков за следующий год в ОГАЧО то ли нет, то ли у меня до него руки не дошли, сейчас и не помню. В биографии Сáдри написанной Бреннертом указано что поступил Сáдри в эту школу в 1916 году, а я смотрел список за 1915 год. Вполне могло быть, что папа начал учиться на год раньше Сáдри. В общем, ОГАЧО требует более тщательного изучения...