17 ноября отмечали траурную дату небезысвестной катастрофы Боинга-737 - самолета гражданской авиации. Авиакатастрофы унесшей жизни и вип-персон.
Устроители недавнего авиашоу боевой авиатехники над Казанкой видимо не осведомлены о ней.
Мнение экспертов придерживающихся максимальной безопасности при проведении авиашоу над крупным городом:
«Летать над городом на парадах на высоте в 200-300 метров, чтобы поймать птицу в движок? И что потом? Героически выпрыгнуть из самолета над миллионным городом?»
Но не во всех странах способны учиться даже на собственных ошибках. Во Франции знакомы с последствиями аварий на авиашоу, тем не менее, их боевые самолеты принимают участие на парадах в Париже.
В разных странах по-разному оценивают риск участия в воздушных парадах над крупными городами. Французской практике авиашоу следуют в Пекине, Дели и Пхеньяне. А вот в Казахстане воздушный парад на день Победы проводится вдали от столицы, на военном аэродроме Талды-Курган.
Что в Первопрестольной. В случае с пилотажными группами «Стрижи» и «Русские витязи» место вылета - аэродром Кубинка в 61 км от Москвы. Общее время полета занимает около часа, но сам пролет над Красной площадью длится всего 30-40 секунд.
Например, истребители и вертолеты заходят в Москву со стороны Кубинки. Пролет идет над Москвой-рекой в районе Тушино, над малонаселенными районами, затем идут над Ленинградским проспектом. Как только заканчивается пролет, идет поворот и роспуск боевых пилотажных групп, как правило, в направлении Москвы-реки. Пролет идет в юго-восточном направлении, в сторону Нагатинского затона.
Если самолеты отворачивают на аэродром Чкаловский, то уходят над парком Лосиный Остров - таким образом минимизируется нахождение воздушных судов над жилыми кварталами.
При этом, в таких мероприятиях участвуют в основном многодвигательные самолеты. Попадание птицы в двигатель самолета - распространенная причина ЧП, однако в данном случае полет горизонтальный и всегда есть возможность лететь на втором двигателе. Отрабатываются зоны, маршруты аварийных выходов из боевого порядка. Каждый летчик знает свои действия в случае возникновения нештатных ситуаций.
Что мы видели во время авиашоу над Казанкой 27 октября сего года?
За день до самого шоу самолеты совершают тренировочные полеты непосредственно над жилым массивом. В эту осень «тренировались» чуть ли не задевая крыши. И так летали далеко не секунды, и даже не минуты, а несколько часов, но с перерывом.
Рев двигателя был невообразимый. Порой казалось, что в резонанс с ним входила и металлическая кровля домов. Но скорее это просто такой сильный рев двигателя был.
При проведении собственно субботнего авиашоу над Казанкой самолет мог упасть и в Казанку, и на жилой массив идущий вдоль набережной. На противоположном берегу объект архитектурно-исторического наследия охраняемого ЮНЕСКО - «Казанский Кремль». Разрушения на обоих берегах случись падение самолета будут фатальны. В случае падения в Казанку следует принять во внимание высокую токсичность топлива используемого в скоростных самолетах. А именно такие самолеты участвовали в авиашоу этой осени.
Шоу длилось далеко не 30-40 секунд, а несколько часов с перерывами, на небольших высотах, с выполнением фигур высшего пилотажа. Т.е. с повышенным фактором риска. Ну, может всех чаек распугали ревом. Что тоже не очень хорошо. Поскольку здесь рекреационная зона. Уточки и прочая пернатая и земноводная живность, в .ч. из «Красной книги».