Возвращаясь к топониму Метески

Oct 28, 2017 17:15

Последнее время рылся в старых справочниках и статистических сборниках.
И вот при этом до меня дошло, что проштудированные (полностью выписанные) материалы всеобщей переписи населения 1897 г. РИ по с.Б.Метески, о которых делал заметку на людовом сайте, в архиве были неполными. Так, в сборнике «Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего населения по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г.» указано, что перепись выявила в с.Б.Метески Лаишевского уезда общее число жителей 1290. Из которых мужескаго пола 593 душ, женскаго 697, а магометанъ всего - 1276. Т.е. заметно больше, чем я выписал из 2 томов переписи по Б.Метески имевшихся в НА РТ.
Не удивительно, что в этом сборнике Б.Метески указаны не селом, а деревней. Официальный статус села получали лишь те н.п., где имелись христианские храмы. Мечети, которых в этом селе было две, для данного учета не принимались.
Итак, жителей не магометанского (мусульманского) вероисповедания в с.Б.Метески было 1290-1276=14 человек. И это были далеко не новокрящеы. Семейство мещан Полосухиных (7 душ), проживавших в деревянном доме крытом соломой и содержавших здесь мельницу, было из поморских староверов, у которых ещё проживал работник (плотник) Родионов православного в.и. из крестьян Казанского уезда Арской волости. При этом все (sic!) они были неграмотные. Всего при этой мельнице указано 8 душЪ.
Проживало в этом селе и семейство личных дворян Родионовых (4 души) православного в.и. а также их работник (мельник) Соколов с 18-летней дочерью служившей у хозяев нянькой. Сама чета, числившаяся содержателями мельницы, была грамотной, но также проживала в деревянном доме крытым соломою (в то время как ахуновские дома там были крыты тесом). Глава семейства был отставным офицером, окончившим в Казани училище, а жена его окончила курс в сельском училище. Всего под крышей из соломы проживало там 6 душ.
Итак, имеем 8+6=14 душь немагометан, вычисленных выше. Т.е. 1290-1276=8+6



две мельницы в с.Б.Метески (1896)

При этом по с.Б.Метески на тот период (1896) вроде как указаны две мельницы, что соответствует данным 1897 г. о содержателях метесковских мельниц мещанами Полосухиными и личн.дворянами Родионовыми.
Однако, в сборнике Е.А.Малова «Миссионерство среди мухаммедан и крещеных татар» вышедшем из печати в 1892 г. упоминается ночевка миссионеров на [больше-метескинской] мельнице у татарина (см. стр. 221 указанного сборника).




В данном случае речь однозначно о Метесках Лаишевского уезда, а не Казанского (где имеются Нижние и Верхние Метески), поскольку данный фрагмент сборника описывает поездку миссионеров по Зюрейской дороге с первой остановкой в деревне Черемышеве (лаишевского уезда) о чем есть указание на стр.220 сборника. То, что останавливались на Больше-метескинской мельнице, а не Верхнее-Метескинской, предположил поскольку Малов пишет о довольно большой деревне. А лаишевские Верхние Метески, как и Тямти Метески не фигурируют в статистическом сборнике «Населенные места Российской империи в 500 и более жителей с указанием всего населения по данным первой всеобщей переписи населения 1897 г.», поскольку не считались крупными.
Тямти Метески достигали численности населения в 564 душ обоего пола лишь к 1911 году (см. Список населенных мест Лаишевского уезда. 1911 г.). Однако, что касается с. Верхние Метески, то к 1911 году число селян там составляло 1023 душ обоего пола. При этом в лаишевском справочнике упоминается и топоним Нижние Метески отождествляемый с Большими. И, что немаловжно, Б.Метески располагались непосредственно у тракта проходящего через соседние Пановку, Тямти и Тюлячи, а Верхние Метески располагались на удалении от того тракта (см карту этой местности примерно того же времени).




К сожалению, в списках населенных мест Казанской губернии не указывалось количество мельниц в н.п. Потому уточнить о татарине каких конкретно Метесков Лаишевского уезда велась речь в дневнике миссионера, пока не удалось.
Выкладываю странички с упоминанием не только Метесков, но и Аланки специально для Азата-былтыра (byltyr), б.м. выпуска СНМКГ по лаеш оязы за 1895 г. он не смотрел еще.













И еще о домах крытых тесом и соломой. Ахуновских домов было более двух значащихся в материалах всеобщей переписи 1897 г., но не все хозяевá сохраняли фамилию, если владелицей какого-либо другого двора де факто являлась наша овдовевшая кровная родственница, носившая фамилию мужа.
У той же Газизы с мужем Г`Абдулганеем также был дом крытый тесом. Известны их дети: Галиахмат-бай, Биби-Гайша, Габдулла, Габдельбар, Оркия и Амина

К сожалению, не сохранилось ни устных семейных легенд, ни письменных источников в архивах и библиотеках, свидетельствующих о том, что когда будущий вождь мирового пролетариата в каникулярное время своего детства и отрочества, ездил со старшими и всем семейством в Казанскую губернию в имение дедушки А.Бланка (село Кокушкино), они завсегда делали крюк и заезжали в Б.Метески подивиться цветущим хозяйствам больше-метесковских Ахуновых. При этом, отец будущего Ленина инспектор народных училищ соседней губернии Илья Николаевич Ульянов, ставил всем в пример ахуновское хозяйство. Укоряя подсоломеннокрыших и безграмотных мещан Полосухиных, и также подсоломеннокрыших, но грамотных дворян Родионовых. А юный Володя Ульянов ехидно отмечал, что Родионовы наверняка, после свершения Великой Октябрьской революции непременно переметнутся на сторону контрпереворотчиков и будут солидарны белому движению. За что их как виновных следовало бы расстрелять без суда и следствия, а мещан Полосухиных, как невиновных, для порядка надлежащего выпороть шпицрутенами.

* * *





баш аурта, Казанская губерния, осень, 33 Ахуна

Previous post Next post
Up