Когда успехи радиосвязи стали более-менее известны, заговорили о более широких возможностях радиотехники и электроники. Правда, тогда в ходу была другая терминология, говорили и писали о радиотелеграфе, радиотелефоне и… электрическом глазе. Вообще тогда на электричество, лучи Максвелла, радиоизлучение возлагали слишком много надежд, наделяя все эти явления даже лечебными /терапевтическими/ свойствами. Впрочем, лечение с помощью прогрева больных тканей организма ультра высокочастотным излучением (УВЧ) было реализовано. Но в этот раз обратимся к истокам телевещания.
Идея «электрического глаза» была реализована к началу ХХ века. Так, в журнале «Огонек» за 1911 год под электрическим глазом понимали преобразование изображения в электрический сигнал и передачу его на расстояние с последующим воспроизведением.
Об успехах в этом направлении Б.Л.Розинга - преподавателя Санкт-Петербургского технологического института, и была опубликована небольшая статья в номере «Огонька».
Устройство Розинга позволяло передавать лишь статическое изображение. В передающей части использовалась механическая развертка с зеркальным барабаном. Что использовалось для преобразования светового сигнала в электрический, в статье подробно не сказано, как нет там информации каким образом передавался электрический сигнал, по проводам или посредством радиосвязи. Так что непосредственно к радиосвязи это устройство отношения может и не иметь. Но к истории формирования электронного сигнала для передачи изображения, на чем и базируется телевидение, «электрический глаз» Розинга, несомненно имеет прямое отношение. Упоминание самим изобретателем перспектив соединение его аппарата с телефоном, косвенно указывает на то, что там электрический сигнал содержащий визуальную информацию передавался по проводам.
Для воспроизведения изображения в аппарате Розинга использовались круксовские трубки с электронной разверткой луча подобной используемой в осциллографических трубках более поздних конструкций. Ну, вы помните же «бешено мечущиеся стрелки осциллографа» ©
Вообще, журналисты 1920-х гг. кропавшие статьи радиотехнической тематики, сами не всегда хорошо ориентировались в теме. И терминология только нарождавшихся тогда идей радиоастрономии, радионавигации и телевидения, не была ещё не устоявшейся.
В статье «Радиоглаз в межпланетном пространстве» (журн. «Радиолюбитель», №3 за 1924 г.), радиотелескопом называют телевизионный передатчик, системы американского изобретателя Дженкинса. Использованная им система развертки изображения, похожа по описанию на ту, что использовал в 1911 г. Б.Розинг. Но в барабане оптико-механической развертки изображения применялись не зеркала, а призмы, при этом передавались уже движущиеся изображения, а не статичная картинка.
Не вижу ничего удивительного, что сумели практически внедрить подобное устройство и обрести бóльшую известность, не отечественные, а зарубежные изобретатели. Например, и француз Белен. Во всяком случае, в статье И.Невяжского «Передача изображений по радио» опубликованной во 2-м и 3-м номерах журнала «Радиолюбитель» за 1924 год, упоминается именно Белен, а не Розинг. Хотя в обеих случаях использовалась уже не катодная круксовская трубка, а катодная трубка доработанная К.Ф.Брауном, который и считается изобретателем кинескопа.
Помимо необходимости устойчиво передавать с помощью радиосигнала всю визуальную информацию транслируемого изображения, нарождающегося телевидения, которое тогда называли дальновидением, возникала ещё одна проблема. Передача всей визуальной информации способом радиотелеграфии вполне могла занимать достаточно большое время, минуту и более, картинка формировалась на выходе устройства по мере поступления значений каждого элемента на которые в передающем аппарате «разбивалась» исходная картинка. Даже обычная черно-белая фотография представляет собой совокупность огромного числа элементов изображения разной тоновой яркости. В классической фотографии элементами изображения были микрозерна (кристаллы) азотнокислого серебра, в современной цифровой фотографии это миллионы пикселей фотоматрицы. Но не статическое, а движущееся изображение, необходимо передавать большим количеством кадров в секунду (не менее 16, как немом синема). При этом каждый кадр содержит большое количество элементов (точек), и все эти элементы изображения каждого отдельного кадра необходимо передавать молниеносно. Так, чтобы картинка успевала сформироваться за очень короткий момент времени, и на глаз зрителя каждый кадр попадал уже сформированным. Эту была очень сложная проблема для радиотехники то поры.
Тем не менее, в те же годы отечественный журнал Радиолюбитель публиковал и практические схемы устройств для передачи изображений по радио.
Кадровая синхронизация развертки изображения передающей и приёмной части устройств осуществлялась с помощью электродвигателей с зубчаткой, который каждый раз требовали точной ручной настройки.
Но эти практические схемы были несовершенны и имели ряд сложно преодолимых трудностей.
Эти трудности не стояли при создании аппаратов для передачи статических картинок (фототелеграфия). И всё же десятилетием позже Б.Розинга вспоминают в предисловии к ретроспективной книге Гурова «Дальновидение. 1924-1936». Предисловие это интересно тем, что в качестве вождя мирового пролетариата фигурирует уже Святой Иосиф.
В странах, где Великие Вожди отсутствовали, принципы телевизионного вещания реализовывали почему-то гораздо успешнее. Например, у американской электротехнической компании Вестингауз, о чем в 1928 г. поведал советский журнал «Радиолюбитель».
Но техническая мысль развивалась во многих странах, электровакуумная элементная база (радиоламны и другие радиодетали) становилась более доступной и массовой даже в СССР. К 1930 годам в советской технической периодике уже печатались статьи о самостоятельном конструировании телевизионного приемника. И в журнале «Радифронт», и даже в журнале «Знание - сила». В это время уже используют термин телевизор.
Однако для [по]строчной развертки элементов изображения телевизионного кадра в телевизоре для радиолюбителей использовались не электронные устройства, а электромеханическая. Основой такой электромеханической развертки являлся диск Нипкова, который был изобретен ещё в ХIХ веке. П.Нипков получил патент на свой "диск Нипкова" в 1885 г.
Но в середине 1930-х гг. уже появляются сообщения об опытах телевизионной трансляции с использованием электронно-лучевых приборов, в основе которых изобретение Крукса и Брауна. Это электронно-лучевые трубки (ЭЛТ): передающая - иконоскоп и приемная кинескоп.
Сообщения об успехах американцев в создании телевидения на ЭЛТ
Передающая ЭЛТ - иконоскоп, американца Зворыкина, в том же номере журнала
Телевизор Зворыкина (продолжение на 31-й странице см. в абзацах охваченных зеленой фигурной скобкой). А также рассмотрение использования отечественными радиолюбителям диска Нипкова в самодельном телеприемнике (тоже на стр.31).
Описание катодного телевизора (на ЭЛТ) разработанного советской центральной радиолабораторией, с использованием катодной (ЭЛТ) трубки системы инженера Полевого
Использованные источники:
Журнал «Огонек» №2 за 1911 г.
Дионис Михали. Электрическое дальновидение и телегор. М., Книга 1925
Журнал «Радиолюбитель» №2 за 1924 г.
Журнал «Радиолюбитель» №3 за 1924 г.
Журнал «Радиолюбитель» №12 за 1928 г.
Журнал «Радио фронт» №12 за 1933 г.
Журнал «Радио фронт» №7 за 1934 г.
Журнал «Радио фронт» №19 за 1934 г.
Журнал «Знание - сила», №6, за 1937 г.
* * *