Предыдущую часть можно найти
здесь.
Новая серия постов продолжает предыдущую серию, посвященную так называемому "
русскому вопросу", актуальность которого ввиду событий последних лет особенно стала заметна.
Если предыдущая серия носила больше аналитический характер, то настоящая - синтетический. Так, по крайней мере, хотелось бы надеяться.
Ближайшие задачи
Ближайшими задачами, в случае поддержки инициативы Портала, являются:
· правовое регулирование вопросов: финансирования и деятельности портала;
· научное подтверждение гипотезы Портала;
· разработка процедур: определения, выбора и ротации Администраторов, Операторов и Кураторов, а также экспертов и прочих ролей Портала; Эскалации; досудебной и судебной экспертиз; установления авторства и определения приоритета идей; урегулирования конфликтов и прочее;
· научно-правовое рассмотрение вопросов альтернативной гражданской службы, механизмы обеспечения безопасности и осуществления решений, соотношение с государственной гражданской службой,
Риски и прогнозы
С учетом разумных ограничений объема текста привести полный перечень рисков достаточно затруднительно. Кроме того, в реализации проекта Портал есть несколько точек бифуркаций, после которых риски могут меняться.
Выборочный перечень рисков проекта Портала:
1. влияние текущей конъюнктуры на ход реализации проекта Портал;
2. стремление нивелировать значение альтернативной государственной службы, закрепив примат государственной;
3. «давление» общепринятых социальных стигм: «плетью обуха не перешибешь», «не по хорошу мил, а по милу хорош» и т.д.;
4. не принятие правил, не подкрепленных властно-силовыми полномочиями;
5. восприятие множественности как хаоса, а единоначалия как основы порядка;
6. игнорирование субординации равнозначно нелояльности;
7. групповое мышление Администраторов и Кураторов Портала;
8. стремление превратить альтернативную гражданскую службу в «филиал» государственной, подчинив своим внутригрупповым контекстам;
9. разного рода репрессии против госслужащих, обратившихся через Портал;
10. компанейщина, политически окрашенная игра «в поддавки».
В случае старта возможно стремление прекратить финансирование проекта Портала мотивируя:
увеличением нагрузки на лиц, принимающих решение (далее ЛПР) в связи увеличением Эскалаций;
труднодоказуемой эффективностью Портала;
повышением конфликтности управления.
Рассматривая данный неполный перечень рисков и негативные сценарии следует принять во внимание, что причины возникновения данных рисков лежат в социально-психологических особенностях общества и не являются следствием самой идеи Портала или способа ее реализации:
· Портал не рождает проблемы, а обнажает и выводит их в поле зрения ЛПР;
· возросшая нагрузка на ЛПР является следствием свойственной России склонности к микроуправлению;
· ограниченные возможности делегирования полномочий имеют причиной восприятие группового мышления как преимущества, а не как недостатка;
· вера во всемогущество коллектива;
· нелояльность персоне означает большее, нежели нелояльность идее;
· единомыслие вследствие симпатии.
В ходе деятельности Портала могут выявиться следующие особенности:
· ограниченный круг инициаторов;
· недоверие к беспристрастности сотрудников Портала и степени защищенности персональных данных;
· завышенные ожидания от Портала: проект предоставляет средства облегчающие индивидуальные усилия, а не заменяющие их;
· выборочность в применении правил и норм в зависимости от контекста.
Основные цели Портала:
· снижение последствий «круговой поруки»;
· содействие объективному оцениванию результатов деятельности ОГВ;
· повышение эффективности расходования бюджетных средств;
· повышение конкурентоспособности государственного управления и экономики РФ;
· предоставление механизмов развития личности и реализации конституционных прав граждан и организаций.
Можно высказать предположение, что в ситуации, когда отрицательная роль индивидуальных усилий и личная инициатива носит характер общесоциального консенсуса разница в доходах будет ощущаться как несправедливость.
Уравнительные ценности говорят о преимущественно догосударственном менталитете, который должен усиленно артикулироваться и должен стать предметов широкой общественной дискуссии, невзирая на риски уныния и упадка или, наоборот, отрицания ввиду неприятности звучания. Последние из которых также должны стать полем общественного обсуждения.
Целью общественной дискуссии должно стать утверждение в массовом мироощущении ряда положений, в том числе:
· неравнозначность в доходах - это, одновременно, и цель, и следствие государства, как формы общественного существования;
· неразрывная связь индивидуальной эффективности и общественного благополучия;
· создание общества открытых возможностей и социально-ответственного государства - плод усилий каждого члена общества без исключения;
· участие гражданина в управление делами государства не ограничивается озвучиванием идеи, но является работой по ее воплощению;
· противодействие идее - это норма, которая требует труда каждого по ее преодолению.
Таким образом, основная проблема, которую следует решить является не только повышение эффективности работы государственного аппарата, но и способствование укоренению в сознании широких слоев населения, что эффективное управление государством - это результат постоянных усилий всего населения, а не одного только государственного аппарата, что, разумеется, не означает необходимость его упразднения.