Об отношении русских к учебе

Apr 03, 2023 13:58

Зеркальным отображением логики достижений является отношение к обучению.

Концепция «богоизбранности» не совсем коррелирует с ролью «ученика», зато вполне соответствуют роли «учителя». В целом, наблюдается склонность к тем видам деятельности, которые требует возможно меньшего пребывания в роли «ученика» или меньших усилий. Наличие природных способностей, прессинг обстоятельств, общественное мнение и т.д. Вот факторы, определяющие отношение к учебе.

Если мы оставим за рамками рассмотрения школьную и студенческую тематику, то, в основе своей, в России профессионалом считается не тот, кто знает и умеет хорошо делать свою работу. Профессионалом считается тот, кто сможет войти в «узкий» круг «дефицитных» специалистов, обладающим каналом доступа к «дефицитному ресурсу» - влияние.

То есть, влияет не идея или принцип, а человек. Компетентности или деловые качества необходимы, но не достаточны. Речь не идет о стандартных социальных качествах, способствующих командообразованию. Речь идет о включении в контекст взаимоотношений, которые требует рассмотренного в разделе « Общиннические установки» единодушия. Содержание контекста в данном случае оставляем в стороне: он может быть как позитивным, так и негативным.

Содержание «обучения» русских состоит в сообщении негласных поведенческих практик, воспроизводящих комфорт контекста: не провоцировать соперничество и зависть, виновен в которых не субъект, а объект.

Подытоживая. Суть русского «воспитания» часто проявляется в том, как проявлять инициативу, знание или опыт не привлекая к себе внимания, как бы, исподволь и «тихим сапом». Тонко улавливая, когда групповой контекст будет требовать проявления открытости. Таким образом, такое обучение мало где применимо, кроме русских.

Все постсоветские годы общим местом диалога с внешним миром была сентенция: не нужно нас учить, ведите с нами диалог как равноправными партнерами. Фактически, это означало одно: мы сами про себя все знаем, но изменить ничего не сможем, поэтому смиритесь, как мы смирились.

Вот здесь мы подходим к другому важному качеству - одобрение аморальности.

Ссылка на исходную публикацию в этой серии.
Previous post Next post
Up