А кино будет? (Первая серия).

Feb 14, 2012 15:49





«А давайте сегодня фильм посмотрим!», - хором просят шестиклассники
«А что, кино смотреть будем?», - это Марина и Настя из девятого класса, увидев несвернутый экран на стене.

«А сделайте нам спецкурс по фильмам, как в восьмом классе было…» - грустно, почти без надежды, Никита из десятого…
Это рассказ о том, как соединить удовольствие и учебу. Какую пользу можно извлечь из просмотра фильмов на уроках истории. А может, и не только фильмов. И не только на уроках истории.

MAGIC NUMBER SEVEN

Больше всего дети на уроках истории любят смотреть фильмы - пусть смотрят. А мы постараемся извлечь из этого пользу…

Итак, каждая тема начинается с фильма…

Разумеется, мы не просто «кино смотрим». Фильм настолько богат всякими полезными веществами, что надо постараться выжать из него все эти «витамины и аминокислоты».

Фильм - всегда начало темы. Никаких «вступлений», «объяснений» и «обратите внимание на…» Просто выключаем свет и смотрим…

Фильм сам порождает вопросы. А дети сами разберутся, на что надо обратить внимание.

Сеанс закончен, включили свет. Первое задание - «краткое содержание просмотренного», иначе говоря - «план».

Разумеется, я не диктую план - дети пишут его сами. Пять минут на разговоры в группе - чтобы «прокрутить» еще раз кинопленку в голове и выделить «важные моменты».

Очень толковая работа. Возможно, это один из главных школьных навыков или, как говорят в последние годы, «компетенций» - умение составлять план. Как рассказывал один преподаватель университета Мориса Тореза, африканские студенты не понимают, что такое «составить план». Это, конечно не говорит о том, что они ниже европейцев по уровню интеллекта - просто они получили другое, неевропейское образование.

Не знаю ничего больше о студентах - но наши шестиклассники это делают легко. Достаточно один раз объяснить. И я уверен, что, став через пять лет студентами, они не будут скрипеть перьями (стучать по клавиатуре ноутбука), пытаясь записать каждое слово лектора. Ведь не надо записывать каждое слово - надо уметь сокращать и «сжимать» - то есть писать план.

Еще одна ремарка: полезнее записывать «план фильма», чем «план параграфа». В параграфе - там всегда главные мысли выделены жирным шрифтом. И ученик думает, что это действительно «главные мысли». А с фильмом такая штука не пройдет. Ребенка не обманешь: он выделит и запишет то, что действительно произвело на него сильное впечатление…

Последнее - я стараюсь не говорить детям слова «план». Всё проще: «Вам завтра надо будет рассказать родителям о том, что увидели - сделайте записи, чтобы легче было вспомнить…»

Да, кстати, «пунктов» такого плана «плана» должно быть 6-7, не больше. Magic number seven

Урок как открытие, историческая антропология, culture study

Previous post Next post
Up