Есть у меня мечта, глупая мечта учителя, - писать в журнале то, что действительно делаешь на уроке. Не лгать.
И, казалось бы, новый Закон об образовании дал мне такую возможность, дал право самому составлять программу курса…
Попал случайно на совещание в Министерстве образования и послушал разработчиков закона: школа сама утверждает учебный план, составляет программы; индивидуальный подход, право выбора… Что-то опять встрепенулось во мне, будто повеяло вдруг весною. Подумал: неужели? Исторический шанс - нельзя упустить. Хочется ведь дожить до времени, когда в журнал можно будет писать то, что делаешь на уроке.
Попытался разобраться в документе.
Так вот, вместо прежней фразы «Школа работает по программам, составленным на основе…» другая формулировка. «По программам, составленным с учетом примерных программ, утвержденных министерством».
Вместо «на основе» - «с учетом». Разработчики пояснили: «Эта формулировка - результат нашей двухлетней борьбы. Теперь каждая школа может писать свою программу, инспектор бессилен, и только прокуратура может разобраться, написана программа с учетом или без учета».
Я не боюсь прокуратуры, но все же…
Итак, вроде бы учитель получил право быть автором программы. Неужели дожили мы до светлого дня, и в журнале можно будет писать то, что делаем на уроке?
Но… Закон об образовании определяет, что вся организация учебного процесса и внутренняя жизнь школы регламентируется документом, который называется «Образовательная программа школы». Это своего рода Конституция школы. Мы пишем правильную, хорошую Конституцию и живем по ней, и сами составляем программы, выбираем учебники… Свобода.
И вот мы начали писать эту «Образовательную программу» - документ страниц на сто - сто пятьдесят: о метапредметных компетенциях, личностно-деятельностном подходе, ожидаемых результатах реализации… Наш завуч начальной школы, а модернизация коснулась начальную школу в первую очередь, стала забывать имена детей, а однажды оставила тетради для контрольных работ в ячейке супермаркета. На составление этого документа у нее ушло без малого год.
Представляется, что только избранные, изучившие методологический язык современных управленцев, в состоянии написать такую программу. А ведь какая хорошая была идея: каждая школа пишет свою конституцию и живет по ней.
Подведем итоги: по новому Закону мы свободны разрабатывать и утверждать программы курсов. Если мы овладеем языком управленцев и напишем на нем основной закон школы. И второе «если» - если инспектор, а в последующем прокурор не найдет, противоречий в системе внутреннего школьного законодательства. Прокурор не так страшен, а вот инспектор… Он обязательно что-нибудь найдет.
Мы, в нашей школе, не решили еще для себя: писать или нет эту «конституцию». Но, уверен, подавляющее большинство школ никаких основных законов для себя разрабатывать не будет, а пойдет по верному и проторенному пути: все распечатают и отксерят.
Не знаю, как дела обстоят в других странах, знаком только с французским опытом. У французов школа тоже пишет свою «конституцию» перед началом года - называется этот документ «Проект школы», небольшой, страницы на две-три и очень просто написанный.
Похоже, Закон об образовании, давший школам невиданные прежде права и свободы, превратился в ту самую Конституцию, по которой наша жизнь стала легче и веселее.