Чух-чух-чух

Feb 07, 2014 21:31

Эта история произошла два года назад...

11 класс. Нельзя в голову ребенка вложить всю литературу, биологию и географию и остальные  двенадцать предметов, - всё, что накопило человечество…

И сами взрослые, принимающие экзамены, из школьной программы в полном объеме знают лишь собственный предмет. Остальное - на уровне седьмого - восьмого класса.

Единый экзамен, кстати, внес в нашу жизнь некоторую определенность: по этим предметам усиленно готовимся, а во всем остальном - учимся спокойно.

Посмотрел я в глаза нашим десятиклассникам: взрослые люди, самостоятельные. Им через год делать важный выбор, почти на всю жизнь - выбирать профессию. А потом, еще через пару лет -  семья, дети…

- Ну вот, - говорю, - давайте так сделаем: половину часов вашего расписания выделим на подготовку к ЕГЭ. Здесь будет все строго и обязательно, как в школе. Математика, русский, английский. Вам сдавать физику -  будем готовить к физике. Историю - к сделаем то же. Остальное время  - теперь-то мы свободны! - пусть будут часы по выбору. Спецкурсы, если угодно - клубы. Ты будешь врачом? Иди в химическую лабораторию. Будешь режиссером - на литературу и киноведение. Психология, менеджмент, журналистика - давайте вместе обсудим, что вам интересно.

- Ну, Рустам Иванович, каждую весну вы пытаетесь экспериментировать над нами. Дайте спокойно еще годик доучиться. И подготовьте нас к экзаменам.

- Ребята -  20 часов на подготовку к ЕГЭ, мы все успеем!

- Перестаньте! Какие клубы! Только ЕГЭ - все 40 часов!

- А как же - добровольность? Возможность выбора? Свобода, в конце концов. Посмотрите на себя: вы большие и умные!

- Какая свобода? - говорит мне отличница Настя. - Все же в баскетбол пойдут играть.

- Не ходите, дети,  в баскетбол играть. Выберите естествознание, журналистику.

- Нууу...тогда это те же уроки.

40 минут такого  разговора. Сразу понял, что убедить их я не в состоянии, но хотелось довести до конца, до логического столкновения:

- Давайте  сделаем сами себе школу. Составим расписание. Чтобы и к экзамену подготовиться, и чтобы было… интересно.

- Нет. Нет и всё.

Не хотят они свободы.

Осознав провал, на следующий день уже холодно и спокойно изложил идею учителям на планерке и родителям на собрании. Учителя отчасти поддержали, обсудили нюансы. И даже некоторые родители одобрили:

-  Да я бы сама училась в такой школе, - сказала мама Иры.

Но дети…

Как говорил  Н. М. Карамзин: «Я не люблю стариков, которые любят вольность, и молодых людей, которые ее не любят».

Чего ж боятся наши дети?  Скорее, это не их страх - а  наведенный взрослыми: родителями и учителями. Все силы - на подготовку к экзаменам, не сдашь... не поступишь...

Но дело даже не в страхе, а в нашем понимании (и взрослом, и детском),  что сдача экзамена и поступление - это единственный смысл образования и других смыслов просто нет. Образование - это узкоколейка, которая ведет через ГИА и ЕГЭ.  Другого пути нет.

Чух-чух-чух...

- Да, еще, Рустам Иванович, Вы тут говорите о выборе, а вот та школа, тридцать лет назад, когда учились наши родители, была лучшей в мире школой. И, заметьте, без всякой свободы.

школа для внуков

Previous post Next post
Up