Эта история произошла два года назад...
11 класс. Нельзя в голову ребенка вложить всю литературу, биологию и географию и остальные двенадцать предметов, - всё, что накопило человечество…
И сами взрослые, принимающие экзамены, из школьной программы в полном объеме знают лишь собственный предмет. Остальное - на уровне седьмого - восьмого класса.
Единый экзамен, кстати, внес в нашу жизнь некоторую определенность: по этим предметам усиленно готовимся, а во всем остальном - учимся спокойно.
Посмотрел я в глаза нашим десятиклассникам: взрослые люди, самостоятельные. Им через год делать важный выбор, почти на всю жизнь - выбирать профессию. А потом, еще через пару лет - семья, дети…
- Ну вот, - говорю, - давайте так сделаем: половину часов вашего расписания выделим на подготовку к ЕГЭ. Здесь будет все строго и обязательно, как в школе. Математика, русский, английский. Вам сдавать физику - будем готовить к физике. Историю - к сделаем то же. Остальное время - теперь-то мы свободны! - пусть будут часы по выбору. Спецкурсы, если угодно - клубы. Ты будешь врачом? Иди в химическую лабораторию. Будешь режиссером - на литературу и киноведение. Психология, менеджмент, журналистика - давайте вместе обсудим, что вам интересно.
- Ну, Рустам Иванович, каждую весну вы пытаетесь экспериментировать над нами. Дайте спокойно еще годик доучиться. И подготовьте нас к экзаменам.
- Ребята - 20 часов на подготовку к ЕГЭ, мы все успеем!
- Перестаньте! Какие клубы! Только ЕГЭ - все 40 часов!
- А как же - добровольность? Возможность выбора? Свобода, в конце концов. Посмотрите на себя: вы большие и умные!
- Какая свобода? - говорит мне отличница Настя. - Все же в баскетбол пойдут играть.
- Не ходите, дети, в баскетбол играть. Выберите естествознание, журналистику.
- Нууу...тогда это те же уроки.
40 минут такого разговора. Сразу понял, что убедить их я не в состоянии, но хотелось довести до конца, до логического столкновения:
- Давайте сделаем сами себе школу. Составим расписание. Чтобы и к экзамену подготовиться, и чтобы было… интересно.
- Нет. Нет и всё.
Не хотят они свободы.
Осознав провал, на следующий день уже холодно и спокойно изложил идею учителям на планерке и родителям на собрании. Учителя отчасти поддержали, обсудили нюансы. И даже некоторые родители одобрили:
- Да я бы сама училась в такой школе, - сказала мама Иры.
Но дети…
Как говорил Н. М. Карамзин: «Я не люблю стариков, которые любят вольность, и молодых людей, которые ее не любят».
Чего ж боятся наши дети? Скорее, это не их страх - а наведенный взрослыми: родителями и учителями. Все силы - на подготовку к экзаменам, не сдашь... не поступишь...
Но дело даже не в страхе, а в нашем понимании (и взрослом, и детском), что сдача экзамена и поступление - это единственный смысл образования и других смыслов просто нет. Образование - это узкоколейка, которая ведет через ГИА и ЕГЭ. Другого пути нет.
Чух-чух-чух...
- Да, еще, Рустам Иванович, Вы тут говорите о выборе, а вот та школа, тридцать лет назад, когда учились наши родители, была лучшей в мире школой. И, заметьте, без всякой свободы.