Я хотел бы назвать этот рассказ «Один день ученика нашей школы». Но это было бы нечестно. Этот текст, написанный пять лет назад, так и остался «проектом» - иначе говоря, педагогической утопией.
Рабочий день ученика: два «урока», два часа тихой самостоятельной работы и два часа Свободного полета - когда сами дети решают, чем они хотят заниматься, - увы…
Мы почти приблизились к этому идеалу четыре года назад, но надвигалась очередная государственная аккредитация, и чувство самосохранения взяло верх. Реалпедагогик.
И всё ж, такая школа могла бы быть. И выпускники ее были бы здоровыми и счастливыми людьми. Но разве это цель нашей системы образования?
Может быть, лет через тридцать-сорок, если вдруг в нашей стране что-нибудь изменится, кто-нибудь сможет сделать такую школу. И тогда этому тексту можно будет вернуть его настоящее название - «Один день ученика нашей школы»
МАСТЕРСКИЕ ПО ПРЕДМЕТАМ.
Это чуть-чуть напоминает уроки: весь класс, один учитель, программа курса.
Но речь не идет о буквальном выполнении Программы.
Наша «программа» - это разные интересные дела, которые учитель делает вместе с детьми.
Ее составляет сам учителем, предугадывая детский интерес.
Или вместе с учениками.
Мы можем делать то, что нам интересно - но в рамках предмета.
Это не очень похоже на привычные уроки.
Нет сухого объяснения и разучивания алгоритмов.
Есть много экспериментов, опытов, демонстраций, видеофильмов.
И яркие рассказы учителя, обращенные к Сердцу ученика.
Нет монологов у доски и созерцания стены.
Есть работа: групповая и индивидуальная.
Потому что хорошо организованный труд не утомляет, а приносит радость.
Нет бесконечных повторений и ответов на наводящие вопросы.
Есть возможность самому спрашивать, не понимать, удивляться.
Потому что без этого настоящего мышления не будет.
Это, скорее, не урок - а Мастерская.
Как в средневековой мастерской - мастер передает секрет ремесла ученику.
Работает вместе с ним, учит не на словах, а на практике.
И итогом является первая самостоятельная работа ученика - его шедевр.
Уроков не много: может быть, два урока в день.
Но ведь урок - всего лишь одна из форм работы.
Результат зависит не от количества аудиторных часов - а от вовлеченности ученика.
Продолжение уроков будет на Самостоятельной работе.
А если учителю удастся по-настоящему увлечь - вовлечь - ученика, то и на Спецкурсах.
ТИХАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
То, что раньше считалось домашним заданием.
Делается в школе, помогает учитель.
Объем и сложность работы определяет ученик.
Как?
Каждый учитель предлагает задание на самостоятельную работу.
По математике - задачи разного уровня сложности.
По русскому - упражнения.
По английскому - упражнения (письменные и устные), в т.ч. компьютерные программы.
По истории, естествознанию - работа с книгами, компьютерными программами, видеофильмами.
Это не совсем «самоподготовка» - там «учитель задал».
Здесь иначе: «Я сам взял эту работу».
Дети разные: есть «сильные», есть «неудачники»
Но все хотят быть успешными - то есть успевать!
Поэтому предлагаются, как правило, задания 2-3 уровней сложностей.
Программа - не бетонированное шоссе, по которому мчатся машины.
Скорее, это отдельные тропинки.
У каждого - свой путь прохождения программы.
Уроки Самостоятельной работы проходят в Библиотеке или Компьютерном классе.
Библиотека - стеллажи с книгами.
Компьютерный класс - десятки программ по каждому предмету.
Два часа в день - на Уроки Самостоятельной Работы.
Два часа спокойной, сосредоточенной работы.
Как правило, час - в библиотеке, час - на компьютере.
Каждый делает свое дело.
Кому не понятно, можно поднять руку - подойдет учитель.
Два часа в день, 10 часов в неделю.
Я - ученик - сам могу спланировать эту работу!
Музыка! Вивальди, Гендель, Моцарт…
СПЕЦКУРСЫ.
Спецкурс - это форточка школы, открытое наружу окно.
Потому что там, снаружи, живет реальный детский интерес.
Ребенок приходит в школу со своими вопросами и интересами.
Вокруг этого строится работа на спецкурсах.
Кому-то интересно узнать, почему вымерли динозавры - вот фильм и книги.
Или заняться историей моды - вот книги и фильм.
Или читать книжку, необязательно по программе.
Или писать: стихи, рассказы, романы, статьи в газету.
Или ломать голову над головоломками
Или делать опыты по химии, запускать модель вертолета, рассматривать букашек в микроскоп, звезды - в телескоп.
Вот оно и есть - начало всякого познания.
Детское любопытство и желание.
Как организовать этот хаос?
Пятнадцать кричащих детей, половина из которых не знают, что им в жизни интересно.
Может ли один учитель охватить все?
Объединяется несколько классов - например, четыре класса, шестьдесят учеников.
Работает четыре учителя, каждый ученик выбирает себе руководителя.
Выбор делается на четверть.
Итог - это выступление перед учениками другого класса, защита своего «шедевра»
Урок для учеников начальной школы - хотят все…
Другое название спецкурсов - Свободный Полет!