Одна педагогическая утопия.

Feb 01, 2014 15:12

Я хотел бы назвать этот рассказ «Один день ученика нашей школы». Но это было бы нечестно. Этот текст, написанный пять лет назад, так и остался «проектом» - иначе говоря, педагогической утопией.

Рабочий день ученика: два «урока», два часа тихой самостоятельной работы и два часа Свободного полета - когда сами дети решают, чем они хотят заниматься, - увы…

Мы почти приблизились к этому идеалу четыре года назад, но надвигалась очередная  государственная аккредитация,  и чувство самосохранения взяло верх. Реалпедагогик.

И всё ж,  такая школа могла бы быть. И выпускники ее были бы здоровыми и счастливыми людьми. Но разве это цель нашей системы образования?

Может быть, лет через тридцать-сорок, если вдруг в нашей стране что-нибудь изменится, кто-нибудь сможет сделать такую школу. И тогда этому тексту можно будет вернуть его настоящее название - «Один день ученика нашей школы»

МАСТЕРСКИЕ ПО ПРЕДМЕТАМ.

Это чуть-чуть напоминает уроки:  весь класс, один учитель, программа курса.

Но речь не идет о буквальном выполнении Программы.
Наша «программа» - это разные интересные дела, которые учитель делает вместе с детьми.
Ее составляет сам  учителем,  предугадывая детский интерес.
Или вместе с учениками.
Мы можем делать то, что нам интересно - но в рамках предмета.

Это не очень похоже  на привычные уроки.

Нет сухого объяснения и разучивания алгоритмов.
Есть много экспериментов, опытов, демонстраций, видеофильмов.
И яркие рассказы учителя, обращенные к Сердцу ученика.

Нет монологов у доски и созерцания стены.
Есть работа: групповая и индивидуальная.
Потому что хорошо организованный труд не утомляет, а приносит радость.

Нет бесконечных повторений и ответов на наводящие вопросы.
Есть возможность самому спрашивать, не понимать, удивляться.
Потому что без этого настоящего мышления не будет.

Это, скорее, не урок - а Мастерская.

Как в средневековой мастерской -  мастер передает секрет ремесла ученику.
Работает вместе с ним, учит не на словах,  а на практике.
И итогом является первая самостоятельная работа ученика - его шедевр.

Уроков не много: может быть, два урока в день.

Но ведь урок - всего лишь одна из форм работы.
Результат зависит не от количества аудиторных часов - а от вовлеченности ученика.
Продолжение уроков будет на Самостоятельной работе.
А если учителю удастся по-настоящему увлечь  - вовлечь - ученика, то и на Спецкурсах.

ТИХАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

То, что раньше считалось домашним заданием.
Делается в школе, помогает учитель.

Объем и сложность работы определяет ученик.
Как?
Каждый учитель предлагает задание на самостоятельную работу.

По математике - задачи разного уровня сложности.
По русскому - упражнения.
По английскому -  упражнения (письменные и устные), в т.ч. компьютерные программы.
По истории, естествознанию -  работа с книгами, компьютерными программами, видеофильмами.

Это не совсем «самоподготовка» - там «учитель задал».
Здесь иначе: «Я сам взял эту работу».

Дети разные: есть «сильные», есть «неудачники»
Но все хотят быть успешными - то есть успевать!
Поэтому предлагаются, как правило, задания 2-3 уровней сложностей.

Программа - не бетонированное шоссе, по которому мчатся машины.
Скорее, это отдельные тропинки.
У каждого - свой путь прохождения  программы.

Уроки Самостоятельной работы проходят в Библиотеке или Компьютерном классе.
Библиотека - стеллажи с книгами.
Компьютерный класс - десятки программ по каждому предмету.

Два часа в день -  на Уроки Самостоятельной Работы.
Два часа спокойной, сосредоточенной работы.
Как правило, час - в библиотеке, час -  на компьютере.

Каждый делает свое дело.
Кому не понятно, можно поднять руку - подойдет учитель.

Два часа в день, 10 часов в неделю.
Я - ученик - сам могу  спланировать эту работу!

Музыка! Вивальди, Гендель, Моцарт…

СПЕЦКУРСЫ.

Спецкурс - это форточка школы,  открытое наружу окно.
Потому что там, снаружи,   живет реальный детский интерес.

Ребенок приходит в школу со своими вопросами и интересами.
Вокруг этого строится работа на спецкурсах.

Кому-то интересно узнать, почему вымерли динозавры - вот фильм и  книги.
Или заняться историей моды - вот книги и фильм.
Или читать книжку, необязательно по программе.
Или писать: стихи, рассказы, романы, статьи в газету.
Или ломать голову над головоломками
Или делать опыты по химии, запускать модель вертолета, рассматривать букашек в микроскоп,  звезды - в телескоп.

Вот оно и есть  - начало всякого познания.
Детское любопытство и желание.

Как организовать этот хаос?
Пятнадцать кричащих детей, половина из которых не знают, что им в жизни интересно.
Может ли один учитель охватить все?

Объединяется несколько классов - например, четыре класса, шестьдесят учеников.
Работает четыре учителя, каждый ученик выбирает себе руководителя.
Выбор делается на четверть.

Итог - это выступление перед учениками другого класса, защита своего «шедевра»
Урок для учеников начальной школы - хотят все…

Другое название спецкурсов - Свободный Полет!

школа для внуков

Previous post Next post
Up