Кажется, путь модернизации (обновления) образования может привести нас назад - к Старой Доброй советской школе.
АКТИВНЫЕ ДОСКИ и ПАССИВНЫЕ УЧЕНИКИ
Была эпоха всеобуча, потом - реформ, а сейчас - модернизации. Это слово определяет суть министерской политики. Но какой смысл вкладывается?
Кажется, под «модернизацией» и «инновациями» понимается главным образом техническая сторона дела: интерактивные доски, персональные компьютеры, подключение школ к интернету. Кто ж спорит - конечно, каждая школа должна иметь выход в интернет. Но суть ведь не в этом. «К доске пойдет… К доске пойдет…» Чувствуете, озноб по коже и поджилки дрожат? И какая разница, к какой доске «пойдет»: к деревянной или интерактивной…
Доска она есть доска. И национальный проект обеспечения школ «активными досками» только консервирует средневековую школу. Школу, где парты стоят рядами, а перед активной доской сидят пассивные ученики.
А это, кажется, самая инновативная наша инновация. Что уж говорить о прочих импульсах сверху. Я не буду приводить примеры, каждый учитель сам сможет составить список, если надо. Ясно одно: все эти «волны» инициатив сверху заканчиваются песчаными дюнами бумаг внизу.
ШКОЛА ЗЕРО.
Слушаю по телевизору…
Современная школа в критическом положении. Уровень образования низкий, дети непослушны. По истории издано десяток учебников, низкого качества и с ошибками… Такое положение угрожает национальной безопасности страны, через 20-30 лет в России не будет ни хороших инженеров, ни врачей. Государство должно уделять особое…
И мне интересно: а какие выводы из этого мессаджа делает нормальный обыватель?
Это всё реформы последних двух десятилетий. Ведь раньше не было таких глупостей как десяток учебников по одному предмету, с явными ляпами. Уровень образования лучше был, а про дисциплину уж говорить не будем… И проблем с государственной безопасностью не было.
Впереди непонятно что. Позади - хорошая и безопасная школа. Куда идти-то? Назад, к нашей старой доброй школе. Вот и получается, школа-из-которой-нет-дороги. Школа Зеро.
ПОКА СВОБОДОЮ ГОРИМ…
Модернизация Школы - противоречие в определении. Модернизация армии, направленная на гуманизацию уставов и искоренение дедовщины? Модернизация системы пеницитарных учреждений по внедрению «личностно ориентированной» и «здоровьесберегающей» системы содержания…
Дело ведь не в «обновлении» фасада - а в том, чтобы подумать о самих основах Школы как социального института. И ведь в девяностые годы, в эпоху великих педагогических реформ, были определены направления такого «думания».
Как представляется, два главных вектора - это Свобода и Мышление.
Свобода. Снизить градус принуждения можно лишь в том случае, если ребенку будет действительно интересно в школе и он будет понимать смысл того, что он делает. А для этого необходимо серьезно сократить объем программ и дать больше возможности (свободы) учителю в выборе содержания и методов работы.
Мышление. Отказ от модели школы как водокачки, перекачивающей кубометры знаний, умений и навыков из учебников в головы детей. Отказ от мифологемы «прочного знания», потому что прочное знание - это всегда неподвижное, мертвое знание. Человек «с прочными знаниями» часто не способен думать.
Большей ценностью могло бы быть «живое знание»: умение удивляться, задавать вопросы, не понимать, смотреть со стороны, чувствовать и догадываться, «видеть сердцем». Это и есть мышление: критическое, самостоятельное, творческое. Одним словом - мышление..
+++
«Ты никогда не уедешь отсюда…» Помните пророчество мальчика из фильма «Город Зеро»?
Я хотел только поделиться своими сомнениями по поводу ключевого тезиса нашей образовательной политики - «модернизации» школы. Смысл слова ясен: модернизация - то есть, изменение в соответствии с требованиями времени, движение вперед, осовременивание. Я не говорю, что нет изменений и движения. Есть, но почему-то получается, что это движение назад, к той школе, которая была у нас двадцать-тридцать лет назад.
Я не берусь объяснить причину парадокса. Просто хочется найти всё-таки дорогу и выехать из этого Города. И чтобы слова на граните: «Любимому папе от дочерей Юлии, Наташи, Тамары и Зинаиды», - оказались несбывшемся пророчеством.