Aug 31, 2013 17:10
«Спинка прямо, ручки на парту, смотрим на меня» - вот с чего она начинается. Пока не отработан этот навык, ребенок еще не ученик, он еще не осознал, какая новая жизнь для него началась, он еще думает, что если хочется что-то сказать - можно сказать, хочется подвигаться - можно встать, хочется пИсать - можно пойти в туалет. Разве можно такому существу объяснить, что такое звуко-буквенный анализ?
«Теперь вы уже не дети, вы ученики», - говорит учительница добрым, но строгим голосом. И шестилетнему это нравится: «Я уже большой! У меня пенал с разноцветными ручками. И настоящая школьная форма!» Для него это новая игра: сидеть за партой, поднимать руку… Не понимает, что сидеть-то одиннадцать лет.
Школа: cоветская или «современная», или даже «европейская» - с чего она начинается? С того что в течение месяца (опытным учителям достаточно двух недель) детей ничему не учат - кроме одного главного навыка и умения: сидеть неподвижно и слушать. Сидеть и слушать…
Она начинается с телесной дрессуры, с контроля за телом, как, наверное, сказал бы Мишель Фуко.
Власть учителя - это власть над телом. После того как эта задача выполнена, можно переходить к обучению. Всеобщая школа возникла одновременно с всеобщей воинской повинностью. Государству нужны были солдаты. Их и воспитывали в школе.
Эта история произошла несколько лет назад, во время экскурсионной поездки в одном из городов Золотого Коольца. . Максим, 11лет, слушать не может, переминается с ноги на ногу, подпрыгивает и строит гримасы, пИсать хочет: «Мне нужно в туалет… Ну, мне в туалет нужно» Экскурсовод не обращает внимание. Руководитель группы нервничает: мальчик не дает другим слушать экскурсию, нарушает порядок. И, с раздражением:
- Ну, скажите Вы, когда ему можно будет в туалет идти…
Я понял, что такое Школа! Вот определение этого феномена: Школа - это место, где взрослый знает, когда ребенку нужно и можно идти в туалет.