Череп дохлой крысы как "сверхидея" новой педагогики

Jun 04, 2013 19:43




Это случилось лет 80-90 лет назад, на юге Франции в Приморских Альпах, а учителя звали Селестен Френе...

Когда спрашивают: «А в чем сверхидея школы Френе?», - приходит на ум эта история о черепе крысы. Впрочем, я не совсем уверен в переводе,- может, это был череп какого-нибудь другого грызуна.

Я представляю, что бы сделал нормальный школьный учитель, если б ученик посреди урока из кармана вытащил череп дохлого животного.


Френе, как пишут его друзья, обрадовался, попросил, чтобы ученик показал череп всему классу и посвятил урок этому предмету: как называется животное, каких размеров оно, чем питается, а каких еще грызунов вы знаете…

Я не представляю ни Штайнера, ни Шаталова с черепом дохлого грызуна в руках. Может быть, Амонашвили - вообще этот великий грузинский педагог чем-то схож с Селестеном Френе. Видимо,  воздух глухой провинции у моря и отдаленность от столицы империи - благоприятная среда для зарождения гуманной педагогики.
Мне кажется, что череп дохлой крысы - такой же символ педагогики Френе как и его знаменитая типография.

С этим черепом в класс вошла, ворвалась улица с детскими играми, делами, фантазиями - с обычным миром обычного деревенского ребенка.

Previous post Next post
Up