Ура. Этому проекту я отдал почти весь 2012-й, а Дмитрий с Ирой и того больше.
Оригинал взят у
aronov_books в
Геррит Ноордзей «Штрих. Теория письма»Знаменитая теория Ноордзея выходит на русском. Книга сдана в типографию, тираж ждем в начале октября. Перевод Ирины Смирновой, редактор Рустам Габбасов.
От взаимоотношения формы и контрформы (в теории письма - черного и белого в слове) зависит наше восприятие объектов. Так устроены органы чувств, которые передают сигналы мозгу. Письмо с его строгими правилами может быть удобной моделью для изучения принципов восприятия, и вход в эту лабораторию открыт каждому человеку...
...классическая, средневековая и классицистическая формы буквы D... Видно, что именно средневековая культура письма сохранила исходные классические принципы, в то время как классицизм отдалился от них, предпочтя собственную искусственно выдуманную, ни на чем не основанную форму, которая якобы наследует традиции античности.
<...> Феномен изобретения чтения заключается в нарушении ритмического целого строки. Небольших пауз в ритме достаточно для того, чтобы слова воспринимались как отдельные ритмические единицы. Сегодня это решение, найденное сотни лет назад, кажется простым. Но разве очевиден был факт, что нарушение ритма поможет восприятию рукописного текста (минускула), сама форма которого обусловлена ритмическим движением строки? Изобретение слова - важнейшее событие из известных мне, сравнимое с изобретением первого алфавита семитами. Слово, а вместе с ним и чтение, способствовали рождению западной цивилизации <...> В шестом веке слова на письме еще не разделяли. Интервалы, похожие на межсловные пробелы, можно встретить в конце фраз или предложений. В девятом веке разделение слов пробелами уже становится нормой...
<...> Как ребенок учится читать? Он развивает умение соотносить написанные слова с их значением в языке. Трудности, с которыми он сталкивается, обычно считают языковыми проблемами, ведь ребенок не понимает того, что написано. В конечном счете, понимание в процессе обучения играет главную роль, но, право же, прежде чем понять, надо увидеть то, что написано. Ребенок, который не способен правильно воспринять слово, никогда не научится хорошо читать. В школе главное внимание уделяется исключительно пониманию, что нисколько не помогает тем, у кого возникают трудности с восприятием. Считая слово лишь набором букв в определенной последовательности, школа не учит детей видеть написанное слово как единый образ...