Вторая городская типография в Уфе

Jun 26, 2013 00:57



© 2013 Фото Андрея Коротнева

Эту типографию в начале марта « открыл» Шамиль Валеев и в майские каникулы в очередную поездку домой я сразу помчался в полуподвальное помещение на улице Тукаева.

Со мной были замечательные фотографы Андрей Коротнев и Рита Вахитова, я благодарен им за компанию и снимки. Все авторские фотографии подписаны.



© 2013 Фото Андрея Коротнева

Я успел поделиться этими сокровищами со многими неравнодушными к высокой печати людьми и даже что-то показал и рассказал студентам курса «Шрифт и типографика» в питерской школе Мейкит (спасибо куратору курса Сергею Рассказову за замечательное общение!)

Тем не менее, я не видел смысла выкладывать фотографии в сети, потому что искал хоть какую-нибудь историческую справку об этой типографии. К сожалению, узнать удалось немногое. Здание, в котором сейчас располагается Центральное духовное управление мусульман, в советское время (1940-50-е годы) было занято частными квартирами, после отделом физики и математики Академии наук БА СССР. Судя по тому составу шрифтовых касс, что я успел изучить, типография была укомплектована декоративными и текстовыми металлическими шрифтами в конце 50-х - начале 60-х годов: там есть Рукописная Жихарева (И. С. Жихарев, 1953), гарнитура Гранит (П. М. Кузанян, 1966), в большом диапазоне кеглей я успел рассмотреть Брусковую газетную гарнитуру (А. Н. Коробкова, 1949), Банниковская гарнитура (Г. А. Банникова, 1946-1952), и, если не ошибся, Бажановская (М. Г. Ровенский, 1955). Есть там и масса рубленых шрифтов, идентифицировать которые можно только по ОСТам, а также масса оттеночных шрифтов и всевозможных наборных украшений. Все это сущестсвует в достаточно крупных кеглях, от 18-го и выше. Не могу сказать, что хранится все в порядке - большинство реалов не подписаны, шрифты перемешаны и разбросаны. Разложено лишь то, что используется в работе. А у типографии до сих пор, к счастью, есть 2-3 заказчика из городских структур (в частности, театр оперы и балета, который заказывает афиши).



© 2013 Фото Андрея Коротнева

С 1966 года по 1992-й директором Городской типографии №2 был Султан Бикеев - далеко не последний человек в аппарате управления Башкирской АССР, герой Великой Отечественной войны, танкист, почетный ветеран республики, ни много ни мало - Герой Советского Союза (1943). К сожалению, мне пока не удалось найти родственников и получить какую-либо информацию об этом периоде его жизни.

В начале 1990-х типография и здание перешли в управление Совета мусульман республики.

Сегодня типография является уникальным местом для всех неравнодушных к шрифту и типографике людей. Она полностью в рабочем состоянии, хотя и пребывает в крайне дряхлом виде. Там потрясающий состав деревянных литер - на любой вкус и размер кегля. С их помощью можно творить невероятные по красоте печатные объекты - от афиш, до листов небольшого формата. Это место, где можно было бы устроить Живой музей высокой печати, с полностью рабочим наборным цехом, библиотекой, музеем и туристическим центром. В этой типографии вполне можно проводить мастер-классы для студентов курсов шрифта и типографики, устраивать экскурсии для школьников.

Наборная форма в печатной машине.


© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева

Шрифтовые кассы.


© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева

Деталь печатной машины производства г. Ейск.


© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева

В наборном цехе.


© 2013 Фото Андрея Коротнева

Монтажный стол.


© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева



© 2013 Фото Андрея Коротнева

Напечатано в типографии.


Общий вид печатной комнаты.


Пробельный материал (шпации, или металлические четырехугольные пластинки, предназначенные для образования промежутков между словами и буквами) лежит в отдельном ящичке.


А это марзаны и бабашки, они нужны для «обкладывания» полос набора на талере стола или печатной машины. Такие чугунные бруски различной длины и ширины, с пустотами внутри.


И, конечно, верстатка :-)




Вообще, обилие типографского материала в этом месте у человека посвященного может вызвать приступ идиотического восторга. Возможно, примерно то же испытывают паломники, которые неожиданно наткнулись на оазис и наслаждаются видом. Ощущение, что ты ступил на борт машины времени, не покидает до конца визита.







Реал - система деревянных выдвижных ящиков, где хранятся шрифтовые кассы.




Это уже продукт цифровой эпохи :-)




© 2013 Фото Маргариты Вахитовой



© 2013 Фото Маргариты Вахитовой



Вход в наборный цех.






Редакция продолжает следить за судьбой этого уникального места.

типографика, уфа и уфимцы, археология, шрифт, туманное будущее, история, буквы на воле

Previous post Next post
Up