Jul 24, 2011 17:01
Я выяснила одно - надо беречься любителей "искусств" и "культуры". Это страшные источники обмана, если нет острого глаза, который видит, на какой идее строятся искусство и культура, и этим определяет свое к ним отношение. Все виды авангардизма, прославляющие гимнастический шаг, оплеуху, кулак, "красивого" и молодого, силу, быстроту, толпы, вопящие по указке вождя, гряду гордых голов и барабан, будь он сердцем или просто пионерской игрушкой, классовый и национальный подход, могучую Италию, Германию, родину с грибами и обрядами, - все это тоже кажется современникам "искусством" и "культурой", хотя мы уже знаем, к чему они приводят. Н. Я. Мандельштам. Вторая книга
А ведь до чтения воспоминаний Н. Я. Мандельштам я идеализировал 20-е годы. Именно что вот эта вся гропиус-модуль-баухауз-маяковщина давала образ нешуточного переустройства, научного превосходства, ради которого можно было пренебречь человеческой личностью. Эта научная пытливость человека 20-х гротескно показана у Платонова... Я тоже этого не понимал - о чем он? Даже сейчас, уже столько лет спустя, кажется, будто делались правильные, да что там - спасительные для человечества дела. И если у меня кружилась голова от летописи перемен, то что же говорить про современников?.. Пытаясь малодушно следовать одной эстетике 20-х, постоянно сталкиваешься с жесткой стеной очевидного: грим авангарда был мощнейшим инструментом содействия государству. Но что же теперь, забыть о достижениях Гончаровой, Эндера, Маяковского? Ничего не понятно... Пожалуй, 20-е куда трагичнее более изученных ныне 1930-х. Какой клубок тогда был свернут - его уже никогда не распутать и не осмыслить.
Сегодня роль такого грима может сыграть дизайн - и в самом ужасном проявлении. Дизайн, который способен переворачивать все с ног на голову. Интересно, если это случится, вспомнит ли кто-нибудь, что нет ничего хуже, когда недостойная вещь обретает пристойный вид благодаря дизайну? (Кричевский). Дизайн сегодня и здесь - из словаря, где обитают слова "инновация" и "модернизация". Сейчас не нужны ни эти слова, ни собственно дизайн, поскольку он становится обычным гримом.
разговоры говорить,
1920,
туманное будущее,
мандельштам,
дизайн