1908/1917. Январь. Автомобилист. Краткая история журнала... неоправдавшиеся надежды

Jan 02, 2017 13:57

Январь 1908 года. (наброски возможного маршрута повествования)
Первый номер московского журнала "Автомобилист" сразу отправляет нас к выдающемуся пробегу 1907 года Пекин-Париж. Подготовка в пробегу начинается в январе 1907 года. Эта гонка потрясла, конечно, и российских автомобилистов... Я не могу опровергнуть предположения, хотя оно и не доказуемо, что именно этот пробег через всю Россию, когда трудно что-либо сказать о шоссейных дорогах даже в европейской части страны, - Барцини пишет, что о дорогах как таковых можно говорить только после Нижнего Новгорода, так вот, именно этот грандиозный и авантюрный пробег и вдохновляет московских автомобилистов на создание специального журнала.

Вот и мы, вслед за редакцией, рассказывая о пробеге Пекин-Париж, начнём готовиться к юбилейным событиям 2018 года.

Ключевыми будут события:
1908 - юбилей журнала "Автомобилист", 1918 - ликвидация журнала.
1908 - автопробег Нью-Йорк - Париж. Подготовка к этому пробегу начинается в конце 1907 года.
1908 - заключительный этап марафона - автопутешествие инженера, педагога, философа Энгельмейера.

Вместо эпиграфа.
... Всеобщее внимание, конечно, привлекал автомобиль князя Боргезе, выставленный в числе других машин берлинским представительством завода "Itala", Auto-Alliance. Новая модель 1908 года построена почти без перемен, кроме разве того, что обрывочное зажигание заменено свечами, да ещё несколько некрупных конструктивных особенностей, причём особенное внимание завод в будущем году предполагает обратить на шести-цилиндровые машины, один из экземпляров которых также красуется на выставке...




От редакции.
Приступая к изданию журнала, посвящённого вопросам автомобилизма и развития механического передвижения в России, редакция задалась целью дать читателям наиболее подробное и всестороннее представление об русской автомобильной жизни и полагает, что быстрое возрастание интереса общества к автомобилю как со спортивной, так и с коммерческой точки зрения, достаточно ясно указывает на то, что издание нового специального органа является не лишним и будет встречено сочувственно лицами, интересующимися автомобилем.
Стремясь к тому, чтобы содержание и программа журнала заключали в себе все данные и вопросы для читателей, редакция этим путём надеется установить наиболее тесную связь между автомобилистами и, так сказать, русскою автомобильною жизнью и тем принести свою посильную пользу делу развития и распространения автомобилизма в нашем отечестве.

Содержание № 1.
01. От редакции. flic.kr/p/HwMTnS
02. Автомобиль, мотоциклет и моторная лодка, инженера П.К.Энгельмейера:
- 2. Бензиновый автомобиль. Исторический очерк. flic.kr/p/H2sHWx
- 4. Легковые автомобили. Разные типы. flic.kr/p/H2sHPt
- 5. Шасси. flic.kr/p/HQQLbp
- 7. Мотор. flic.kr/p/H2sHJt
09. Грузовые автомобили в Москве.
Седьмая интернациональная выставка в Берлине *краткий обзор) flic.kr/p/HQQKZx
11. "Мотосакош" завода Г. и А. Дюфо и Ко в Женеве. flic.kr/p/H2nKZm
12. Новый прибор "Ever Ready" для снимания и надевания пневматиков. flic.kr/p/H2sHc6
13. Заграничная автомобильная хроника. Московская автомобильная хроника. flic.kr/p/H2nKUG
15. План стандов Московской Автомобильной Выставки 1908 года в Московском Городском манеже. flic.kr/p/H2nKRW
16. Пекин-Париж на автомобиле. (Перевод).
- Прибытие в Пекин. flic.kr/p/H2sH26
20. Справочный отдел. Московский клуб автомобилистов. Московский клуб мотористов. flic.kr/p/H2sGPH

РГБ/RSL:
dlib.rsl.ru/viewer/60000099150#?page=1

Январь 1917 года автомобилисты встречают с тревогой и всё же надеждой...
От редакции
В текущем 1917 году журнал "Автомобилист" вступил в десятую годовщину своего издания. 10-летний свой юбилей журнал "Автомобилист" встречает в тяжёлой године, переживаемой нашей дорогой Родиной, благодаря текущей мировой войне.
1907 год.
В конце 1907 года известному московскому спортсмену Владимиру Алексеевичу Алексееву пришла мысль начать издавать в Москве иллюстрированный спортивно-технический журнал под названием Автомобилист, который на своих страницах отражал бы только что зарождавшееся у нас в России развитие автомобилизма и возможно шире популяризировал бы значение практического его применения в различных отраслях нашей народной жизни.
С момента появления первого автомобиля за границей много времени потребовалось пока широкие слои русского общества признали его действительное значение.
К первым появившимся у нас в России автомобилям общество отнеслось с большим предубеждениям и смотрело на них как на предмет особой роскоши, служащей для забавы богатых людей.
Журнал "Автомобилист" с первых своих шагов поставил себе специальной задачей разрушить это предубеждение русского общества путём возможно широкого ознакомления своих читателей со значением автомобиля за границей, где он сразу нашёл себе самое широкое практическое применение, бесспорно являясь одним из крупнейших завоеваний культурного человечества в области прогресса техники.

1908 год.
Каждое новое издание у нас встречается с недоверием, этим же недоверием был встречен "Автомобилист", и только благодаря кипучей и особо неутомимой деятельности В.А.Алексеева издание журнала "Автомобилист" в скором времени встало на твёрдую почву и дало полную надежду на дальнейшее своё развитие и процветание.
В первый год издания журнал "Автомобилист", т.е. в 1908 г., в Москве состоялась Вторая международная выставка автомобилей, велосипедов и спорта, организованная Московским Отделением Российского Автомобильного Общества, на которой журнал "Автомобилист" впервые выступил в качестве экспоната.
Журнал "Автомобилист", помещая на своих страницах богато иллюстрированные описания всех автомобильных стендов этой выставки, возможно популярно знакомил своих читателей со всеми техническими и конструктивными особенностями выставленных автомобилей.

1909 год
Как всякое живое дело, автомобилизм необычайно быстро рос и видоизменялся вместе с ростом и изменением потребностей жизни. Желая возможно скорее знакомить своих читателей со всеми появляющимися новинками на автомобильных рынках журнал "Автомобилист" на втором году своего издания стал выходить в свет еженедельно в виде больших спортивных заграничных газет, но уже к концу года опыт показал, что такой способ издания при кажущейся быстроте ознакомления с автомобильными новинками отвлекал издание от одной из главных задач - от подробного технического ознакомления своих читателей с конструкциями автомобилей, что только возможно исполнить при двухнедельном издании, в форме обычного типа технических журналов, и с 1910 года "Автомобилист" опять стал выходить в свет в виде двухнедельного технического издания, каковым издаётся и доныне.

1910 год
Давая на своих страницах технические описания всех заграничных новинок в области автомобилестроения, журнал "Автомобилист" уделял немало места и развитию нашей родной спортивно-автомобильной деятельности, зорко следя за всеми её видоизменениями и принимая в ней самое живое и активное участие. С первого года своего издания журнал "Автомобилист", идя навстречу возможно широкой популяризации автомобилизма, организовал в Москве свои первые осенние автомобильные гонки, к участию в которых привлёк также и молодых спортсменов-мотористов.
Первый опыт в этой области дал самые блестящие результаты, гонки прошли с небывалым успехом и заинтересовали собой самое разнообразное общество.
В течение трёх лет журналом "Автомобилист" было организовано пять автомобильных гонок, благодаря которым общество было широко ознакомлено со всеми типами автомобилей того времени.
Следя за жизнью наших русских автомобильно-спортивных организаций, журнал "Автомобилист" на своих страницах постоянно широко освещал полезную деятельность в деле развития родного автомобилизма, давая подробные, богато иллюстрированные описания и отчёты о всех их спортивных выступлениях.

В первые годы развития нашего отечественного автомобилизма - автомобилисты спортсмены увлекались, по примеру своих заграничных сотоварищей, только одним из видов спорта - автомобильными гонками - но вскоре русские спортивные организации во главе с Императорским Российским Автомобильным Обществом заменили этот вид автомобильного спорта другим - автомобильными пробегами - цель которых была ознакомить самые отдалённые уголки России с автомобилем как автоматическим экипажем, являющимся в России необходимым средством передвижения при нашем бездорожье и медленном развитии железнодорожных путей сообщения.

И в этом новом виде спорта журнал "Автомобилист" принял самое горячее и живое участие. На страницах его стали появляться описательные статьи о всех таких пробегах с иллюстрациями наиболее интересных мест и подробным маршрутом с указанием всех дефектов пути.

Имея своих сотрудников во всех европейских центрах автомобилестроения, журнал "Автомобилист" держал своих читателей всегда в курсе развития автомобильной техники, знакомя их со всеми новейшими конструкциями автомобилей и их видоизменениями.

1913 год
В 1913 году издание журнала "Автомобилист перешло в руки нового издателя, члена Московского Автомобильного Общества Ивана Михайловича Тимонина, но намеченная первым издателем программа нисколько не изменилась. Журнал "Автомобилист", пользуясь среди русских автомобилистов-спортсменов, успел уже серьёзно зарекомендовать себя, и лишь продолжал одновременно со своим развитием расширять намеченную В.А.Алексеевым программу во всех многочисленных вопросах автомобилизма при его столь важном государственном значении.

1915 год
В 1915 г. журнал "Автомобилист" переходит к новому издателю - члену Московского же Автомобильного Общества Виктору Гавриловичу Соколову.
К сожалению, издание журнала "Автомобилист" перешло в руки В.Г.Соколова в начале выпавшего на долю нашей дорогой Родины испытания - текущей мировой войны.

1916 год
Те широкие задачи, которые намечались и которые предполагалось провести в жизнь издания, пришлось на время отложить.
Впервые издание осталось одиноким в осуществлении намеченных им задач. Отсутствие иностранных и своих сотрудников, призванных в ряды войск, резко отразилось на издании журнала "Автомобилист", особенно в истекшем 1916 г. Отсутствие на бумажном рынке необходимого количества и качества бумаги, трудность печати издания в посторонней типографии, задержка в исполнении иллюстрационных клише - вот те препятствия, с коими изданию постоянно и бессильно приходилось бороться.

1917 год
В январе текущего года В.Г.Соколову удалось вновь вернуть в собственность журнала бывшую типографию журнала "Автомобилист", и это обстоятельство сразу изменило положение издания.
Стали получаться иностранные автомобильно-технические журналы, а вместе с тем и многие из постоянных сотрудников получили возможность продолжать свою прежнюю работу в издании журнала "Автомобилист".
В текущем 1917 году журнал "Автомобилист" будет выходить ежемесячно, постепенно увеличиваясь в своём объёме.
Будем надеяться, что с наступающего года все живые силы издания вновь внесут долю своего участия в это дело и журнал "Автомобилист" станет также живым и всесторонним отражателем растущего во всех направлениях развития нашего родного автомобилестроения.
Окрылённый этими надеждами журнал "Автомобилист" смело вступает в юбилейный год своего издания.
Оглядываясь на пройденный путь, издание журнала "Автомобилист" испытывает чувство полного удовлетворения в том солидном положении, которое оно занимает среди русских спортивных организаций и своих постоянных читателей. Участвуя на всех автомобильных выставках, бывших в России, принимая всегда самое живое и активное участие во всех организованных гонках и пробегах, журнал "Автомобилист" тем самым внёс и свою посильную лепту труда в общую работу всех русских автомобильно-спортивных организаций во главе с Императорским Российским Автомобильным Обществом в деле скорейшего и возможно широкого развития автомобилизма и автомобилестроения нашей дорогой Родины.
Журнал "Автомобилист" в десятилетие своего издания позволяет себе принести свою глубокую признательность всем русским автомобильно-спортивным организациям, официальным органом коих он имеет счастье состоять, Императорскому Российскому Автомобильному Обществу и своим сотрудникам за то тёплое участие в развитии и процветании журнала "Автомобилист", с которым они постоянно относились к нему в течение десятилетнего существования издания.
Твёрдо уповая на то, что и в дальнейшем издание будет пользоваться тем же вниманием и сочувствием со стороны их, журнал "Автомобилист" спокойно глядит на своё грядущее будущее, не боясь никаких лихих годин.
Редакция.

1917, № 1. Содержание
09. От редакции. flic.kr/p/N7hd8p
12. Итальянская промышленность и война. flic.kr/p/N7hcGp
17. Дизелевские двигатели для самоходов. Я.Гольберг. flic.kr/p/N7hc4F
20. О способах регулирования моторов. flic.kr/p/P5raeg
21. Электрическая кухня в Америке. flic.kr/p/NUaYmb
22. Новое завоевание военно-автомобильной техники. flic.kr/p/NUaYbm
30. Материалы в автомобильных конструкциях. (Продолжение, см. № 20, 1916 г.) flic.kr/p/NBQpTN
35. Об автомобильных гонках. flic.kr/p/N7zpsA
38. Распределение впуска и выпуска. flic.kr/p/NUaWjf
40. Первый Русский Автомобильный Клуб в Москве. flic.kr/p/NWBXLt
41. Московское Автомобильное Общество. flic.kr/p/NUaW5N
42. Годичное Общее Собрание гг. действительных членов Московского Автомобильного Общества 23 января 1917 года. flic.kr/p/P2gtsj
44. Из деятельности М.А.О. во время войны. flic.kr/p/P2gte3
46. Циркуляр редактора-издателя В.Г.Соколова. flic.kr/p/P2gsWQ

Источник РГБ:
dlib.rsl.ru/viewer/60000099159#?page=1

P.S. Я уже отмечал в "Дневнике пешехода", что мы отправляемся в путь только с хорошей музыкой и фотоаппаратом... поэтому отдельная история - развитие звукозаписи и фотоискусства...

Новости граммофона.
С.-Петербург 1907-1908. Ежемесячный юллюстрированный журнал. Говорящие машины /граммофон и фонограф/. - /Кинематограф/. - Живая фотография. 32 см., пагин. продолжающаяся. 1907 - 148 с., 1908 - 48 с.
Редактор-издатель И.И. Зарубин.
Источник: www.russian-records.com/categories.php?cat_id=563



Граммофонъ и фонографъ.
г. Серпухов, Московской губернии 1907 год. Периодичность - 2 раза в мес. Редактор-издатель К.И. Дембно-Крыжановский. Размер 29 см., 20 страниц с иллюстрациями.
www.russian-records.com/categories.php?cat_id=562
Анонс о Говорящей машине...




1907. № 01. Фотографическое искусство. Русский фото-клуб. Рига




1907. № 1. Фотограф. Защита проф. и правовых нужд фотографов...




1907. № 1. Фотограф-практик




Фотографический листок.
1917. Рейн Ф. Алфавитный указатель статей. 1906-1917



История звукозаписи, Содержание, Энгельмейер, РГБ, Журнальный зал, Автомобилист, 1908, История журнала, РНБ, История фотографии

Previous post Next post
Up