Театр Корша и Мамин-Сибиряк. № 1.

Mar 01, 2016 15:01

Пока просто собираю материал из разных источников. В данном случае: оцифровки РГБ, РНБ, Белинки; аукционы, и, конечно, то, что смог разыскать в интернете.
Возможно, что это примыкает к Из истории провинциальных аттракционов. Содержание.
...
«Одиннадцатая заповедь», - так сначала он хотел назвать свою пьесу. Дмитрий Наркисович работал над пьесой с 1882 по 1887год...
Он обращался к редактору «Вестника Европы» М. М. Стасюлевичу, вёл переписку с редактировавшим тогда «Русскую мысль» Гольцевым, и только в октябре 1887 года «Золотопромышленники» были опубликованы в журнале «Наблюдатель» А. Пятковского. (Музей)

Брата Владимира Дмитрий попросил отнести пьесу в московский театр Корша. Пьесу взяли, но с ответом тянули долго.
10 ноября 1887 года «Золотопромышленники» были поставлены в Екатеринбурге.
...А дома его ожидал праздничный стол. Были - сестра Лиза, Магницкий, Великанов, артисты, приглашенные в благодарность за успех...
(Дацкевич)

Из письма Мамина-Сибиряка брату Владимиру Мамину от 14 ноября 1887 года:
«В октябре «Наблюдатель» напечатал мою первую пьесу, а десятого ноября она уже шла в здешнем театре. Труппа у нас плохонькая, и дело сошло плохонько, но без некоторого успеха: театр был битком набит, вызывали автора и т.д. Но из театра я возвращался домой в грустном настроении, мне самому не понравилась пьеса…Прихожу домой и нахожу телеграмму от И. А. Пономарёва из Москвы: «Корш в восторге. Предлагает 2% с акта и требует исключительное право представления только для Москвы до 1-го мая 1890г.» Одним словом, это такой успех, о каком я и не мечтал. Я немедленно телеграммой изъявил своё полное согласие на все условия, и 4 декабря пьеса пойдёт в театре Корша. Ты сходи посмотреть спектакль и вышли мне афишу». (Музей)

Папка с заметками о других спектаклях труппы П.П.Медведева, данных в Екатеринбурге во вторую половину 1887 года  - https://flic.kr/s/aHskw1WKk9
1887-11-15. № 45 Екатеринбургская неделя.
В заметке о постановке "Гамлета", даётся небезынтересный портрет Тинского (7)...



1887-11-22. № 46. Екатеринбургская неделя



В Свердловском областном краеведческом музее имеется оттиск из этого журнала, переплетенный в синий атлас. На первом листе автограф Д. Н. Мамина-Сибиряка: «Моему лучшему другу Марии Якимовне, советами и указаниями которой я пользовался, когда писал пьесу. Автор. 30. 11. 1887 года». (Дацкевич, Музей)

Пьеса эта также была напечатана литографией Московской театральной библиотеки Е.Разсохиной (2).

В Москве на премьеру «Золотопромышленников» в театре Ф. А. Корша собрался полный зрительный зал.
Но уже второй спектакль, 21 декабря 1887 года, не сделал полного сбора, и Владимир Мамин, присутствовавший на этом спектакле, в письме от 22 декабря давал брату такой отчет: «Сначала я думал, что, говоря философским языком, мне, пожалуй, придётся предаться самосозерцанию, за отсутствием других зрителей. Но потом публики набралось всё-таки порядочно». Владимир Наркисович объяснил малое количество зрителей близостью рождественских праздников, но и последующие спектакли не увеличили количества посетителей. Пьеса в Москве прошла менее десяти раз, а затем была снята с репертуара, хотя в спектакле были заняты такие талантливые актеры, как Давыдов, Глама-Мещерская, Градов-Соколов, Красовская.

Владимир Мамин писал брату в Москву: «Успех был средний. «Московские ведомости» разругали пьесу, «Новости дня» сказали, что пьеса и имела успех, но она не сценична, а «Русские ведомости» три дня молчали и, наконец, сегодня передали содержание «Золотопромышленников» с одним только замечанием, что не мешает сократить некоторые длиноты, и тогда дело будет лучше. Очевидно, господа из «Русских ведомостей» с внимательной предупредительностью ждут, что будет дальше…» (Дацкевич)

Но это не единственные постановки этой пьесы. «Золотопромышленники» небезуспешно шли в Смоленском театре (12 ноября 1887г), в Бийске (8 января 1888г), в Иркутске (10 января 1888 г), в Симбирске (14 февраля 1888г.), в Перми (13 октября 1888г.), в Пензе (20 октября 1888г.), Казани. «Книга учёта гонораров членов Общества русских драматических писателей и оперных композиторов». (РГАЛИ, ф. 2097, оп.2. ед. хр. 1773, л. 684; ед. хр. 1778, л. 761). - (Музей)

Источники:
- В. Дацкевич, главный библиограф краеведческой библиотеки Нижнетагильского музея-заповедника «Горнозаводской Урал».
«Золотопромышленники», пережившие время (Мамин-Сибиряк и театр) - http://www.tagilvariant.ru/news/kraeved/zolotopromyshlenniki_perezhivshie_vremya_mamin_sibiryak_i_teatr/
- Областной музей писателей Урала - http://kniga.ompural.ru/content.php?main=kniga_life&id=100002

Примечания.

1. Наблюдатель - ежемесячный журнал, выходивший в Санкт-Петербурге в 1882-1904 годах.
Редактором и издателем журнала был А. П. Пятковский. Выходил без предварительной цензуры; с 1897 г. при нем издавалась ежедневная газета «Гласность». Стоял на твердых православно-монархических позициях; журнал позиционировал себя далёким «от скороспелых реформ, не согласных с духом и вековыми стремлениями народа», заявлял, что он «относится с величайшим вниманием к нуждам народной массы, но не впадает при этом в идолопоклонство народничанья»; журнал желал быть одинаково далёким и от дикого обскурантизма стрелецкой партии (см. редакционные статьи: «Итоги 10-летия» в №№ 4, 5, 6 и 8 за 1891 год), и «от буржуазного либерализма, весьма преклонного к жидовству и даже находящегося у него на содержании». В особую заслугу журнал вменял себе то, что «из своей прогрессивной программы он навсегда и решительно вычеркнул всякие еврейские симпатии» и «приложил особые старания сорвать с еврейского мракобесия его либеральную маску».
М. Горький, считал его юдофобским - писал, что этот журнал «…скучен, жалок и бесталанно плосок».
С. Я. Надсон относил журнал к числу «…складочных сараев литературного хлама».
Большая часть страниц журнал заполнялась произведениями литературных ремесленников, однако в нём печатались и видные русские писатели, публицисты, учёные: В. П. Безобразов, И. И. Ясинский, С. С. Окрейц. Из беллетристов и поэтов писали Д. И. Стахеев, Л. И. Пальмин, Вологдин (Засодимский), П. Д. Боборыкин, Д. Л. Мордовцев, В. И. Немирович-Данченко, К. М. Фофанов, К. Д. Бальмонт, Н. М. Минский и др. В 1888 году за стихотворение Фофанова «Таинство любви», журнал получил третье предостережение, с приостановлением деятельности на 6 месяцев.

2. (здесь я не совсем пока понял разницу - Р.Б.)
Издательство «Театральная библиотека Разсохина». Типография В.С.Траугот и Ко
Театральная библиотека С.Ф.Разсохина.
Литография Театральной библиотеки Е.Н.Разсохиной располагалась по адресу: Москва, Тверская улица, близ Газетного переулка,дом Сушкина, 2 подъезд из Георгиевского переулка.
Левинская (по 1 мужу Разсохина) Елизавета Николаевна (ок.1860 - март 1920) - русский театральный антрепренер, драматург, переводчица сотрудница (псевдоним Е.Р.) журнала «Будильник» (1906-08), была его издательницей, содержательницей платной театральной библиотеки и литографии при ней. Печатных пьес, кроме классических, да и те редко попадались, тогда не было, они или переписывались, или литографировались, и этим специально занимался С.Ф.Разсохин. От него театры получали все пьесы вместе с расписанными ролями. Е.Н.Разсохина отличалась большой энергией и предприимчивостью. Вместе с супругом Сергеем Фёдоровичем Разсохиным (1851-1929), основателем библиотеки, выпускала серию литографированных театральных новинок «Театральная библиотека». Была организатором и учредителем «Первого театрального агентства для России и заграницы Е.Н.Разсохиной» (1892, Москва), занимавшегося посредничеством между антрепренерами и актёрами. С договорных сумм отчислялись проценты в пользу агентства. При агентстве находились: центральная театральная касса, которая осуществляла продажу билетов в театр, цирки, на концерты, выставки, лекции, скачки; издательство и библиотека, хранившая ноты, клавиры опер, оперетт, тексты пьес.
Издание: «Сцена - серия репертуарных пьес (М.1894-1907, вышло свыше 163 номеров), в 1907-09 годах под названием «Пьесы и роли» (33 номера, Изд. «Театральный вестник книгоиздательства библиотеки С.Ф.Разсохина»).
В типографии В.С.Траугот и К°, находившейся на Мясницкой, дом Бахрушиных, вышло другое издание:
Д.Н.Дмитриев «Четыре времени года». Сборник рассказов и стихотворений. Издательство. Москва.
Источник: http://www.yarmp.yar.ru/izdatel-stvo-teatral-naya-biblioteka-razsohina-tipografiya-v-s-traugot-i-ko/

РГБ: Мамин-Сибиряк, Дмитрий Наркисович (1852-1912).
...Золотопромышленники : Сцены в 4 д. Д.Н. Мамина. - Москва : лит. Моск. театр. б-ки Е.Н. Рассохиной, ценз. 1887. - 109 с.; 21.
Написано от руки. Литогр.



Описывая значимые постановки 1887-го года Корш о "Золотопромышленниках" даже не вспомнит...
Полистав краткие очерки о деятельности театра, мы можем сказать, что постановкой руководили Соловцов и Вл.Н.Давыдов...




Юрий Михайлович КУРОЧКИН. "УРАЛЬСКИЕ НАХОДКИ".
Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1982. - 272 с., тираж 30000 экз.
(http://urbibl.ru/Knigi/kurochkin/ural_nahodki_4.htm)
Тем радостнее была встреча в Центральном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ) с двумя документами, связанными с этой историей. То было заявление о принятии в члены Общества драматических писателей и композиторов и приложенная к нему программа первого спектакля. В заявлении Мамин писал:

«В Общество русских драматических авторов.
Прилагая при сем афишу написанной мной пьесы «Золотопромышленники» (сцены в 4-х действиях), покорнейше прошу принять меня в число членов Общества русских драматических писателей. Предоставляя Обществу охранение своего права драматической собственности, заявляю свою готовность подчиняться Уставу Общества и представляю свой членский взнос в размере 15 рублей.
Дмитрий Мамин (Сибиряк).
1887, 16 ноября, Екатеринбург.
Адрес: Екатеринбург, Колобовская ул., д. 41-й.
Дмитрий Наркисович Мамин».

Интересна и афиша (вернее, театральная программа). Из нее мы впервые можем узнать имена всех занятых в спектакле артистов - в рецензиях упомянута лишь часть их.

Так, Молокова играл М. А. Михайлов (Дмоховский) (1), известный в провинции, а потом и в Москве комик-буфф; его жену - М. К. Шаровьева (2), талантливая актриса, впоследствии приглашенная в Алек­сандрийский театр; Елену Засыпкину - даровитая артистка Э. Ф. Днепрова-Мерц (3), а ее муж В. М. Днепров (4) исполнил роль Чепракова; адвоката Белоносова - сам антрепренер П. П. Медведев (5), неплохой комик-резонер; Ширинкина-многоопытный комик К. О. Суревич (6), Василия Воротова - популярный герой-любовник, хороший знакомый Мамина Я. С. Тинский (7), впоследствии актер столичных театров. Роли няни и горничной играли второстепенные актрисы Пивоварова и Вейман.

Смотришь этот перечень и удивляешься - такие даровитые и опытные артисты, а спектакль получился неудачным. Почему?

Ну, уже хотя бы потому, что были завалены две главные роли пьесы. Явно не подходила к роли красавицы Анисьи толстая и неуклюжая жена антрепренера Е. П. Васильева-Вятская (8). А основную роль - Засыпкина - провалил актер В. А. Великанов (9), взявший пьесу для своего бенефиса.

И тут к месту вспомнить об особенностях одной давней традиции дореволюционного провинциального театра - о бенефисах, то есть спектаклях, сбор с которых шел в пользу артиста-бенефицианта и служил как бы неофициальной надбавкой к жалованью. Поэтому чаше всего актеры выбирали для бенефиса пьесы, сулившие хороший сбор. Старые театралы вспоминают, что с бенефисных афиш иногда прямо-таки «капала кровь» - чего стоили такие названия, как «Брат сатаны и сын дьявола», «Кровавая могила», «Демоническая тайна» и другие, подобные им. Готовились такие спектакли обычно наспех, на один раз - лишь бы сбор сорвать.

Вот и Великанов, артист бывалый, но рутинный, к серьезным ролям непригодный, выбрал пьесу для бенефиса не без хитрого умысла. Екатеринбург был известен как «золотой город», резиденция многих золотопромышленников. Как видно из рецензии, они-то и клюнули на эту приманку: «Многие заинтересо­вались новой пьесой, в надежде, не списал ли Д. Н. Мамин свою бытовую хронику с «натуры», то есть не пустил ли кого-нибудь «в комедию» из золотопромышленников». Театр был, что называется, битком набит. А только этого и надо было бенефицианту. Кое-как поставленная за несколько дней пьеса его больше не интересовала - сбор был у него в кармане. К тому же в городе уже знали из рецензии, что «г. Мамин никого не задевает» (интересно заметить, что автором «кислой» рецензии в местной газете был... чиновник полицейского управления Архангельский, скрывшийся для пущей конспирации под псевдонимом «Приезжий», а Дмитрий Наркисович об этом так и не узнал - это стало известно лишь не так давно).

Нечто подобное получилось и в Московском театре Корша - спектакль не спасло и участие в нем таких актеров, как В. Н. Давыдов (10), А. Я. Глама-Мещерская (11), Л. И. Градов-Соколов (12) - пьеса и здесь ставилась для бенефиса второстепенного актера Н. И. Валентинова (13).

(1) Михайлов (Н.Ф. Дмоховский) Михаил Адольфович - драматический артист. Играл в театре литературно-художественного общества в Петербурге, потом в театре Комиссаржевской. Исполнял характерные и комические роли; особенно выдвинулся исполнением роли Акима при первой постановке "Власти тьмы". Умер в 1914 г. - http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/8902/%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2

(2) - ...

(3, 4) Днепрова (Мерц), Эвелина Фёдоровна.
Одна находка: Инскрипты писателей в фонде сектора редких книг Российской государственной библиотеки по искусству. - http://magazines.russ.ru/nlo/2007/86/re34.html
Великанов В. Синяя борода: Комедия-фарс в 1 д. Екатеринбург, 1887. 37 с.
На т.л.: Эвелине Федоровне и Василию Михайловичу Днепровым-Мерц[,] хорошим исполнителям главных ролей[,] от автора. 31 января 1888 года. Екатеринбург.
ВЕЛИКАНОВ Василий Александрович - драматург.
Днепров Василий Михайлович - актер.
Днепрова Эвелина Федоровна (наст. фам. - Мерц) - актриса.

(5) Медведев Петр Михайлович (1837 - 1906), выдающийся театральный деятель, актер, режиссер, антрепренер. На сцене с 1853 года, антрепренер с 1861 года. В 1877 году предполагал взять Екатеринбургский театр, но взял только в 1878 -1879 гг., составил сильную труппу, имел в г. Екатеринбурге, г. Перми, г. Ирбите большой успех, играл и сам комические роли. В 1879 - 1880 гг. дал первый для города оперный сезон. В 1880 - 1881 гг. - драму. В 1886 г. снял Екатеринбургский театр на пять лет, но вел дела его сын Петр Петрович как "ответственный распорядитель театра", так как сам Петр Михайлович продолжал дела в г. Казани, хотя и приезжал в г. Екатеринбург, нередко участвуя в спектаклях (играл Городничего, Фамусова, Любима Торцова). В 1891 г. стал главным режиссером Александринского театра.
Лит.: Служители Мельпомены. Словарь сценических деятелей Урала. ХIХ век. / сост.: Ю. М. Курочкин. М., 1994. С. 59. - http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804078946&viewMode=B_1803401803&link=1

(6) Суревич К.О. - ?

(7) ТИНСКИЙ, Яков Сергеевич (1862 - 1922) - рус. актёр. На сцене с 1881 (Харьков, антреприза Н. Н. Савина). До 1892 играл преим. в провинции (Екатеринбург 1887, Казань, Киев, Самара, Саратов, Баку, города Сибири и др.), затем в Петербурге. В 1896 - 1906 и 1915 - 16 - актёр петрогр. Т-ра Лит.-художеств. об-ва. Т. пользовался большим успехом в ролях героев- любовников, позднее перешёл на роли пожилых героев и характерных резонёров. Выступал также как чтец, занимался антрепренёрской деятельностью. После Октябрьской революции работал в т-рах периферии.
Роли: Борис Годунов ("Царь Фёдор Иоаннович", 1898, и "Смерть Иоанна Грозного", 1899, А. К. Толстого), Си- рано де Бержерак (о. п. Ростана, 1898), Калгуев ("Новое дело" Вл. И. Немировича-Данченко, 1899), Чацкий, Арбенин; Бушуев ("Не последняя" Плещеева), Ждарский ("Ради счастья" Пшибышевского), Ласковский ("Большой человек" Колышко, 1909, и др.).
А. Шн.
Источники: Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков - М.: Советская энциклопедия, 1967. - 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
РНБ и аукционы:






(8). Васильева-Вятская Е.П. - ?
(9). Великанов Василий Александрович - см.(3-4)

Из труппы Корша

(10) Давыдов Владимир Николаевич - в театре Корша работал в 1886-1888 гг. Екатеринбургский зритель мог видеть его до 1880 года.



(11) ГЛАМА-МЕЩЕРСКАЯ (наст. фам. - Барышева), Александра Яковлевна (1859 - 1942) - русская актриса и театральный педагог. Ученица В. В. Самойловой и И. В. Самарина. В 1878 дебютировала в Александрийском т-ре, но, отклонив условия, предложенные ей дирекцией, уехала в провинцию. Играла в Киеве, Житомире, Вильно и др. городах. Роли: Офелия; Мария ("Материнское благословение" Деннери), Фадетта ("Сверчок домашнего очага" Бирх-Пфейфера). В 1880 вступила в труппу Пушкинского т-ра (т-р Бренко) в Москве, где заняла ведущее положение наряду с М. И. Писаревым (её будущим мужем), П. А. Стрепетовой, В. Н. Андреевым-Бурлаком, А. И. Южиным, В. П. Далматовым и др. После закрытия Пушкинского т-ра работала в Москве в т-ре Лентовского ("Скоморох") и т-ре Корша, а затем вновь в Киеве в т-ре Соловцова "Артистка большого интеллекта, большой культуры, она умела тонко вытачивать каждую свою роль и детально её прорабатывать" (Ю. М. Юрьев). Отличительными чертами искусства Г.-М. были простота и искренность. С 1895 по болезни оставила сцену и до 1927 занималась педагогич. деятельностью. Последние годы жизни провела в ленингр. Доме ветеранов сцены. Работала над книгой "Воспоминаний".
- Соч.: Воспоминания, Л.- М., 1937.
Лит.: Юрьев Ю., Записки, Л. - М., 1948, с. 83.
А. Кл.
Источники: Театральная энциклопедия. Том 1/Глав. ред. С. С. Мокульский - М.: Советская энциклопедия, 1961.- 1214 стб. с илл., 12 л. илл.



(12) ГРАДОВ-СОКОЛОВ (настоящая фамилия - Соколов) Леонид Иванович (1845-1890), 12 драматический актёр; в 1880-1882 гг. - в Александринском театре СПб; в 1883-1890 гг - в театре Бренко и в театрах Корша и Лентовского - 78, 173, 448 - http://book-online.com.ua/read.php?book=1760&page=253 (Чехов Антон Павлович. Том 16. Статьи. Рецензии. Заметки 1881-1902 - Страница: 253.)



(13) Валентинова Н.И. - ?

Часть 2. Театр Корша в Екатеринбурге, 1915 г...

Театральные страсти, Мамин-Сибиряк

Previous post Next post
Up