Неистория кино. "Господа, я не с ними, я с вами"

Aug 31, 2013 11:21

Если верить Википедии, именно этими словами завершался фильм "Раба любви" (1975). Двадцать лет будет ждать Михалков, чтобы озвучить свою позицию...
Моя история кино. Я никогда не понимал условного определения "неореализм" и временных рамок, в которые было загнано то, что обозначалось этим термином. Так или иначе, у каждого зрителя своя история кино, история взаимоотношений с кинематографом, даже если для последнего тебя никогда и не существовало. Но наше сознание формировалось под влиянием тех фильмов, которые мы смотрели, благодаря им или вопреки...
Возвращаюсь к классическому периоду кинематографа, пытаясь понять, что с ним произошло, или что произошло с тобой, когда ты перестал видеть в нём больше жизни, нежели в самой жизни, ибо в нём была и философия и история, и искусство, и политика... и призыв к гуманизму.
И вдруг я услышал невероятно интересный разговор внутри режиссёрского сообщества, у каждого режиссёра было что сказать, сказать по-своему, а в целом появлялся невероятный по содержанию объём, который сразу и не увидишь в творчестве и самых гениальных режиссёров.
Что это?.. Некие леса, некие вспомогательные конструкции при попытке возвести некий дом, двери которого могут не закрываться...
Что-то пересматриваю совершенно другими глазами, что-то смотрю впервые...
Рушится берлинская стена, вместе с ней непостижимым образом из кинематографа вымываются и таланты и значительные философские темы...
Основой закладываемых рамок останется итальянское классическое кино, которое по разным признакам вогнали во временные рамки неореализма.
Итак, мои условные рамки.
Всё начнётся в 1942 году, когда Висконти и Де Сантис снимают фильм "Одержимость", и закончится в 1974 г. (1973-1977), когда Висконти снимет свой последний фильм, а Де Сантис будет отстранен от деятельности в кино.

В 1973 году заканчивает свою карьеру в кино Феллини фильмом "Амаркорд" (конечно, будет ещё телевизионный фильм "Репетиция окрестра" 1979 год, но это особая дата).
Точку ставит Висконти "Семейный портрет в интерьере - 1974 г.
Фильм, в котором он вскользь касается политических интриг, в которые влип его герой...
Обрамление мы найдём у Дамиано Дамиани.
"Принание комиссара полиции прокурору республики" (1971).
Но следующий фильм ещё интереснее. Фантазия режиссёра "убивает" прокурора. "Почему убивают судей?"

Чувствуя ответственность за убийство, которое он не совершал, понимая, что финал фильма мог спровоцировать на такое решение, он начинает своё расследование, которое приводит его к банальной семейной драме. Нет, мафия держится за равновесие, которое создано личностью, умом и деятельной бездеятельностью прокурора: даст он ход делу или не даст - его ждёт один конец, и он умудряется балансировать на этой грани... Равновесие нарушено любовной связью жены с доктором больного ребёнка...

Странным образом мысль отправляется в прошлое, ко временам надежды - Джерми "Под небом Сицилии" (1949). В судью поверили и простые люди и мафия. Но фильм не выглядит наивным...

Завершающим аккордом Дамиани прозвучит "Я боюсь" (1977)...

14 сентября 1974 года - умирает Пьетро Джерми.
Начатый им фильм «Мои друзья» (Amici Miei, 1975) из-за смерти автора был закончен режиссером Марио Моничелли...
Я смотрел фильм с ощущением, что знаю продолжение, которое было снято раньше (!) в 1973 году. Проводником в прошлое стал Филипп Нуаре. В 1973 году Марко Феррери снимет фильм «Большая жратва» (фр. La Grande Bouffe, итал. La Grande Abbuffata), в последующем Феррери так или иначе обыгрывает некогда открытые им темы и ходы, независимо от того, что его абсурдизм не теряет блеска...

"Сало, или 120 дней Содома" - это конец, 1975 год, в том же году жестоко расправляются с Пазолини...
17 марта 1976 года умирает Висконти.
"Я боюсь" - признание мужественного человека... Признание как заговор, который не спасёт...

Оптимизм покидает европейскую почву, но выходец из Европы возродит его на американской почве: Форман "Пролетая над гнездом кукушки". Впрочем, это будет первый и последний его фильм. Более он никогда не подымется до подобных высот.

В конце 70-х начале восьмидесятых, казалось бы Германия подхватит этсафету философского осмысления современности.
Друг за другом появляются фильмы "Жестяной барабан" (1979) Шлёндорфа.
Мир потрясает картина Копполы "Апокалипсис сегодня". Воля молодого организма, молодого народа - вот достояние Америки. В Европе, а тем более в Советском Союзе мы этого не увидим. Закат Союза будет длительным мучительным...

Неожиданный глубокий, по-своему откровенно политический шарж снимет Феллини "Репетиция оркестра" (1979) и скажет "прощай!" кинематографу...
Бертран Блие уводит нас в иные миры "Холодные закуски" (1979) - всё предстает неразрешимым парадоксом, абсурдом, абсурдна и наша мысль, наши чувства, наша жизнь...
В Советском Союзе снимают водевили. Мы не видим даже попыток философского осмысления действительности. Даже любимые фильмы - полуводевильные притчи и откровенная чепуха... Кинематограф Союза будет разлагаться, как сама система. Кино окажется в руках неглубоких режиссёров, которые и будут представлять эпоху застоя...

1980 год окажется фактически "пустым"... А в музыке?

И вновь неожиданно прозвучит голос венгерского классика - "Мефисто" (1981) Иштвана Сабо.
Советское кино продолжает разлагается, но! - летом 1981 года в советский прокат вышел фильм Дамиани "Я боюсь" и сразу стал собирать полные залы (вошёл в «советскую пятёрку» самых кассовых зарубежных фильмов 1981 года).

А вот 1982 год кое-что оставит после себя.
В русском кинематографе Балаян "Полёты во сне и наяву" (1982)
Подведет итог своему творческому пути Бергман - "Фанни и Александр"
Годар "Страсть" и Фасбиндер "Тоска Вероники Фосс"...

В 90-х совершенно неожиданный великолепный фильм во Франции снимет Отар Иоселиани "Охота на бабочек" (1992), но фильм слишком русский. Последний советский фильм такого масштаба.

Примечания.
28 мая 1974 года 8 человек погибли и более 100 получили ранения в результате взрыва бомбы на площади Лоджии в североитальянском городе Брешиа. Теракт произошёл во время антифашистской демонстрации коммунистов и прокоммунистических профсоюзов. Расследование не дало результатов, однако наиболее основательные подозрения возлагались на «Новый порядок». По теракту в Брешиа допрашивался Пино Раути.
4 августа 1974 года в небольшом городе Сан-Бенедетто был взорван железнодорожный экспресс. Погибли 12 человек, ранены около 50. Ответственность взяла на себя неофашистская группировка «Чёрный орден», созданная боевиками Национального авангарда и «Нового порядка».
"Мы можем взрывать бомбы в любом месте, в любое время. Мы похороним демократию под горой трупов". Листовка «Чёрного ордена».

Операция «Гладио» (от лат. gladius, «меч») - наименование тайной операции НАТО по созданию в Италии после Второй мировой войны сети так называемых «оставленных позади» (англ. stay behind) организаций, призванных противостоять предполагаемому вторжению стран Варшавского договора в Западную Европу. Хотя название Гладио относится к организациям, созданным в Италии, термин Гладио обычно используется как неофициальное название для всех созданных в её рамках организаций. Бывший директор ЦРУ Уильям Колби назвал операцию «важнейшей программой»[1]. Существование Гладио официально признано правительствами вовлечённых в операцию западных стран. При этом американское правительство отрицает обвинения против организаций «оставленных позади» в терроризме[2].

Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было переломано 10 рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Джузеппе Пелози (Giuseppe Pelosi) был арестован и осуждён за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четыре убийцы, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья Франко и Джузеппе Борселино, умершие впоследствии от СПИДа[5]. Личность четвёртого злоумышленника не установлена[5]. Это преступление (наряду с делом Вильмы Монтези) продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX века. После смерти маэстро Пино Пелози признавался, что он не убивал его и видел трёх парней с южным акцентом, сидящих в машине около машины Пазолини, которые потом и убили Пазолини с криками «Поганый коммунист» и т. д. Друзья маэстро не раз признавались, что в процессе подготовки фильма «Сало или 120 дней содома» Пьер получал многочисленные угрозы от фашистов. Сама картина имела длинную скандальную историю, однако убийство режиссёра так и не связали с её выходом и волной протеста.

1945 - Il testimone (Свидетель)
1947 - Gioventù perduta (Утраченная молодость)
1948 - In nome della legge (Именем закона)
1950 - Il cammino della speranza (Дорога надежды)
1951 - La città si difende (Город защищается)
1952 - La presidentessa
1952 - Il brigante di Tacca del Lupo
1953 - Gelosia
1953 - Amori di mezzo secolo (эпизод 3, война 1915-1918)
1956 - Машинист (главный приз Сан-Себастьянского кинофестиваля)
1957 - L’uomo di paglia
1959 - Проклятая путаница (Un maledetto imbroglio; другие варианты перевода названия: Злосчастный обман; В тупике)
1961 - Развод по-итальянски (Divorzio all’italiana)
1963 - Соблазнённая и покинутая (Sedotta e abbandonata)
1965 - Дамы и господа (Signore e signori)
1966 - L’immorale (Имморалист)
1968 - Серафино
1970 - Le castagne sono buone
1972 - Альфредо, Альфредо (Alfredo, Alfredo)
Previous post Next post
Up